Пример борьбы ESP с недостаточной поворачиваемостью

Критическая ситуация на поворотах может проявляться в двух вариантах поведения автомобиля:

1) недостаточная поворачиваемость автомобиля. В этом случае ESP дозированно подтормаживает внутреннее заднее колесо по отношению к повороту, а также воздействует на системы управления работой двигателя и АКП (если автомобиль оборудован автоматической трансмиссией). В результате добавления тормозной силы, приложенной к заднему колесу, вектор сил, действующих на автомобиль, поворачивается в сторону поворота, и машина возвращается на заданную траекторию движения, вписываясь на поворот;

2) избыточная поворачиваемость автомобиля. В этом случае ESP дозированно подтормаживает переднее внешнее колесо и воздействует на системы управления работой двигателя и АКП (если автомобиль оборудован автоматической трансмиссией). В результате вектор сил, действующих на автомобиль, поворачивается «наружу» поворота, тем самым предотвращается занос автомобиля и следующее за ним неуправляемое вращение вокруг вертикальной оси.

Рис. 26.   Пример борьбы ESP с недостаточной поворачиваемостью

Рис. 26.   Пример борьбы ESP с недостаточной поворачиваемостью


Еще одной распространенной ситуацией, в которой требуется вмешательство ESP, является объезд неожиданно возникшего на дороге препятствия. В случае если автомобиль не оборудован ESP, события часто развиваются по следующему сценарию: перед автомобилем неожиданно возникает препятствие; чтобы избежать столкновения с ним, водитель резко поворачивает влево, а затем, чтобы возвратиться на ранее занимаемую полосу, - вправо. В результате этих экстремальных манипуляций возникает занос задних колес, переходящий в неуправляемое вращение автомобиля вокруг вертикальной оси. Развитие ситуации в случае с автомобилем, оборудованным ESP, выглядит несколько иначе.

Водитель пытается объехать препятствие, как и в первом случае. По сигналам датчиков ESP распознает возникший неустойчивый режим движения автомобиля. Система производит необходимые вычисления и, в качестве контрмеры, подтормаживает левое заднее колесо, способствуя тем самым повороту автомобиля (при этом сила бокового увода передних колес  сохраняется).   Пока   машина  движется   по  дуге   влево,   водитель начинает поворачивать рулевое колесо вправо; чтобы способствовать повороту автомобиля вправо, ESP подтормаживает правое переднее колесо. Задние колеса при этом вращаются свободно, что препятствует возникновению заноса.

Рис. 27 ESP гасит занос автомобиля

Рис. 27 ESP гасит занос автомобиля

Предпринятая водителем смена полосы движения может вызвать резкий поворот автомобиля вокруг вертикальной оси. Чтобы предотвратить занос задних колес, подтормаживается левое переднее колесо. В особо критических ситуациях это торможение должно быть очень интенсивным, чтобы ограничить нарастание боковой силы увода, действующей на передние колеса. Первые системы стабилизации подтормаживали только одно колесо (какое, решала электроника). Современные ESP не только подтормаживают все четыре колеса, причем каждое с необходимой силой, но и заставляют мотор снизить обороты, если водитель, так и не распознав начинающееся скольжение, все еще жмет на педаль газа. Более того, электроника сама включает зимний режим автоматической коробки, как только шины попадают на скользкое покрытие. Вам не кажется странным, что каждое колесо автомобиля тормозит отдельно? Ничего удивительного, ведь система ESP, работая совместно с ABS, получает информацию о количестве оборотов каждого колеса благодаря колесным датчикам ABS и, опять же благодаря блоку ABS, может менятьтормозное усилие на каждом из колес. Вспомним, что принцип действия ABS как раз и основанна создании различных тормозных усилий для каждого колеса. Надеюсь, это понятно.

Рис. 28.Предпринятая   водителем   смена  полосы   движения   может вызвать   резкий   поворот  автомобиля   вокруг вертикальной оси

Рис. 28. Предпринятая   водителем   смена  полосы   движения   может вызвать   резкий   поворот  автомобиля   вокруг вертикальной оси:   1,2   -водитель  резко  выворачивает  руль  влево;   3  -  на  поворот руля  влево машина реагирует внезапным заносом.

Рис. 29. Электроника действенно помогает в этой ситуации

Рис. 29. Электроника действенно помогает в этой ситуации: 1,2   -   в   момент  резкого   поворота   руля   подтормаживается  левое заднее    колесо;    3,4    -    в    момент    возвращения    на    свою    полосу подтормаживается левое переднее колесо, что препятствует заносу


create a website http://www.SaitVizitka123.ru