Объезд внезапно появившегося препятствия по силам только профессионалу, который тренировался в исполнении подобного маневра на специально размеченной площадке.
Тип коробки передач и привод в данном случае значения не имеют. Объезд производится при отпущенной педали газа, и водитель действует только рулем. Во имя спасения жизней надо пытаться объехать неожиданное препятствие, будь это человек, автомобиль или мотоцикл. Черт с ними, с правилами, которые так убого писаны! ABS поможет совершить маневр объезда даже на торможении, это так.
Но стоит ли практиковаться в «лосином тесте», когда на дороге оказался настоящий живой зверь? Я категорически против. Только тормозить! Почему? Дело в том, что «переставка», примеры которой так часты в сегодняшней автопрессе, для неопытного водителя, скорее всего, закончится плачевно. Встретил я недавно соседа в гипсовом воротнике. Бедняга решил увернуться от крупной собаки и закончил маневр на крыше в кювете со сломанной шеей. Действительно, «лосиный тест» требует навыков, и без тренировки его не осуществить. Я проверил это еще в 1980 году, пытаясь смоделировать объезд препятствия.
Как только руль вывернут и машина начала реагировать, в эту же секунду его надо с упреждением вращать обратно и серией точных, быстрых подруливаний стабилизировать автомобиль. Маневр даже для водителя средней квалификации, на мой взгляд, без серьезной тренировки невыполнимый. Так что, пожалуй, перед животным, внезапно оказавшимся на дороге, лучше тупо тормозить. Ведь не известно, в какую сторону от автомобиля он кинется.
Тормозить или объезжать с правовой точки зрения?
Конечно, тормозить.
Пункт 10.1 Правил дорожного движения РФ гласит: «При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять все возможные меры к снижению скорости вплоть до полной остановки транспортного средства». Вот что по этому поводу думают профи из «Авторевю»: «Это убийственный пункт правил! Он не выдерживает никакой критики, зато облегчает жизнь и судам, и следствию, и «экспертам». Слава богу, что, пусть рискуя угодить за решетку, водители действуют сообразно здравому смыслу и каждый день спасают сотни жизней, своих и чужих. Поэтому мы не будем делать оговорок, что, испытывая автомобили в экстремальных режимах, действуем в нарушение ПДД.
Ведь если следовать духу и букве идиотского пункта, на территории России нужно, например, запретить эксплуатацию автомобилей с антиблокировочной системой тормозов. Ведь главная прелесть ABS совсем не в сокращении тормозного пути (распространенное заблуждение: на скользких и сыпучих покрытиях он чаще всего увеличивается), а в возможности совместить замедление автомобиля с изменением траектории движения, а значит, совершить объездной маневр, частным случаем которого и является «переставка». А еще вопреки нелепому пункту напомним один замечательный совет, выстраданный автогонщиками. Даже когда столкновение кажется неминуемым, смотреть нужно не на препятствие, а в сторону возможного «выхода». А уж руки и ноги, как справедливо заметил в одном из выпусков «Нашего эпистолярия» один из читателей «Авторевю» [ваш покорный слуга], сами помогут взгляду».