Исходное положение рук на руле перед поворотом

Боб Бондюрант тоже считает правильным поворачивать руль вправо левой рукой, а влево - правой. Он подчеркивает, что такой прием позволяет очень точно рулить на повороте, ведя машину по идеальной траектории.

Все современные инструкторы по вождению мирового уровня считают, что перед крутым поворотом не только можно, но и нужно перехватить руль. Как это делать? В нашем случае с левым поворотом надо взяться левой рукой за руль в «положении 12 часов», а правой - в «положении 6 часов». В этом случае удастся избежать перехода за вертикальную ось руля основной, правой руки при повороте влево. После прохождения поворота и возвращении руля в положение, когда колеса «смотрят» прямо, руки возвращаются в исходное положение - правая в положение на «3 часа» или «2 часа», левая возвращается в положение «без пятнадцати» или «без десяти».

Такой прием применяется при быстром прохождении поворотов, и водитель должен моментально оценить крутизну поворота. Хотя, если вы едете по незнакомой дороге, лучше не гнать на поворотах. Пальцы, держащие руль, важно время от времени расслаблять, чтобы дать им отдохнуть. Именно пальцами, а не ладонями водитель чувствует по вибрациям на руле, по его сопротивлению, чего хочет автомобиль, вернее, каков запас сцепления его шин с дорожным покрытием. Точное ведение автомобиля на повороте возможно благодаря чувствительности кончиков пальцев. И это не миф, а реальность. Почему так? Объясню, но сначала сделаем небольшое отступление.

Один мой знакомый, владелец современной иномарки, попросивший написать книжку об управлении именно современным автомобилем, пожелал, чтобы в ней ничего не говорилось об управлении морально и технически устаревшими автомобилями. Дескать, это сильно сбивает и часто трудно понять, какой прием относится к современным автомобилям, а какой - к старомодным. Понимаю и стараюсь следовать этой просьбе. Например, подробное описание приема прерывисто-импульсного торможения вы здесь не найдете, так как все современные автомобили обязаны иметь антиблокировочную систему тормозов. Этот прием водителю, не намеренному обременять себя дополнительными знаниями и умением, коль скоро ABS исправна, не нужен... Другое дело, если она вышла из строя (хотя можно вызвать эвакуатор и отправить машину в сервис, это сегодня не большая проблема).

Руль, как мы уже выяснили, является основным инструментом управления ходом автомобиля, и здесь должна быть полная ясность. Так вот, когда у нас в стране буквально на пустом месте создавалась теория контр аварийного управления автомобилем, опробовалась она на «Москвичах», классических «Жигулях» и «Волгах». На первых двух руль чрезмерно тяжелый, и вращать его было просто очень трудно даже тренированному водителю атлетического сложения. На «Волгах» руль в каждую сторону делал слишком много оборотов, и для такой тяжелой машины усилитель был бы как нельзя к месту, но о таких вещах тогда никто не знал. Поэтому и был предложен прием, предусматривающий поворот руля левой рукой при левом повороте и, соответственно, правой - при правом повороте.

Рис. 43. Исходное положение рук на руле перед поворотом

Рис. 43. Исходное положение рук на руле перед поворотом

Делается он так: водитель с силой сжимает рулевой обод так называемым закрытым хватом, то есть полностью обхватывает его всеми пальцами, включая большой, замком и с силой тянет руль вниз. В этом движении участвуют сильные мышцы - сгибатели главной руки (которые тянут руль вниз), а они сильнее мышц-разгибателей, которые толкают руль вверх, что и определяет главенство руки, тянущей руль вниз. Все верно, но... только для прохождения поворотов на машинах с тяжелым рулем. На современных автомобилях, благодаря сервоусилителям (гидравлическим или электрическим) руль крутить стало намного легче, и физкультура отошла на второе место, уступив первое место точности руления. Получается, что водители, прошедшие старую школу контр аварийной подготовки на устаревших отечественных  машинах и пересевшие на современные иномарки, ошибочно крутят  руль по старинке и не могут использовать все преимущества легкого руля, в первую очередь расширение рабочей зоны руления и возросшую точность руления.

Рис. 44.Руль поворачивают обеими руками, не изменяя их положения на нем почти до перекрещивания

Рис. 44.Руль поворачивают обеими руками, не изменяя их положения на нем почти до перекрещивания

Убедиться в том, что легкий руль толкать вверх удобней, чем тянуть его вниз, очень просто. Выполните скоростную «змейку» на современном автомобиле, оборудованным серво усилителем, и вы сразу почувствуете разницу. Постоянно следите за положением своих рук во время поворота. Ваша задача - добиться, чтобы они начали выполнять правильные движения автоматически. Большую пользу принесет тренировка на площадке. Делайте «восьмерки» на минимальной скорости, постепенно увеличивая ее с появлением уверенности в правильности работы ваших рук. Напомню, мы говорили о быстром прохождении поворотов. Крутить же руль на маленькой скорости, например поворачивая с одной узкой улицы надругую, можно и перекрещивая руки при условии выполнения описанной ниже последовательности действий, если необходимо сделать полный поворот от упора до упора руля. Давайте разучим вариант руления, который подойдет для большинства водителей как эталонный вариант. Руль поворачивают обеими руками, не изменяя их положения на нем почти до перекрещивания.

Рис. 45. Итак, ваши руки перекрещены, а руль надо поворачивать дальше. Что делать?

Рис. 45. Итак, ваши руки перекрещены, а руль надо поворачивать дальше. Что делать?

Сотрите из своей памяти фразу «Руки нельзя перекрещивать!», если вы слышали ее в свое время от инструктора в автошколе. Это вчерашний день. Если вы поворачиваете руль влево, правая рука у вас является главной. Главенство объясняется тем, что она не будет терять контакт с ободом руля. Итак, ваши руки перекрещены, а руль надо поворачивать дальше - что делать? Рука, находящаяся внизу, назовем ее второстепенной, делает перехват за верхнюю часть руля, и вращение руля продолжается до упора. Запомните, при повороте влево правая рука -главная, и она всегда остается на руле, возвращаясь в исходное положение«от 2 до 3 часов», когда колеса стоят прямо.

Именно тот факт, что одна  рука  всегда  остается  на  руле,  поможет вам  вернуть  колеса  в прямое положение. Итак, вы перехватываете левой рукой за верхнюю часть руля и можете вращать рулевое колесо дальше, а правая рука делает перехват-перекат в нижнем секторе рулевого колеса, не прерывая с ним контакта ладонью, чтобы не потерять исходную точку. Так вы поворачиваете руль до упора. Чтобы вернуть руль в исходное положение, повторяйте делается без отрыва ладони, чтобы не потерять исходную точку те же действия в обратной последовательности, и вы поставите передние колеса прямо.

Рис. 46.Перехват-перекат в нижнем секторе рулевого колеса

Рис. 46.Перехват-перекат в нижнем секторе рулевого колеса

Определить, на какой угол повернуты колеса и когда они стоят прямо, невозможно ни при каком другом способе вращения руля. Если вы маневрируете на ограниченном пространстве, не только можно, но и нужно крутить руль одной рукой! Так будет значительно быстрее и удобнее, чем судорожно перебирать руль или, что еще хуже, как бы передавать его из руки в руку. На старых грузовиках с тяжелым рулем или машинах с ручным управлением для инвалидов можно увидеть специальный набалдашник, закрепленный на ободе руля. Водителю удобно делать круговые движения рулем, держась за этот набалдашник. Так вот, вы можете имитировать подобное круговое вращение руля одной рукой с его перекатом-перехватом в нижней точке, опираясь на обод рулевого колеса ладонью. Так крутить руль на парковке во время маневрирования удобно, и получается очень быстро благодаря сервоусилителю.

Рис. 47.Рука, находящаяся внизу, назовем ее второстепенной, делает перехват за верхнюю часть руля, и вращение руля продолжается до упора

Рис. 47.Рука, находящаяся внизу, назовем ее второстепенной, делает перехват за верхнюю часть руля, и вращение руля продолжается до упора

При возникновении заноса  время вашей реакции и ответных действий на поведение автомобиля является решающим фактором. Рассмотрим действия водителя, если занос начал развиваться при прохождении левого поворота. По известному нас контр аварийной методике, водитель поворачивает влево левой рукой, которой тянет руль вниз. При возникновении заноса требуется молниеносно вывернуть руль вправо; так водитель и поступает согласно той же методике, осуществляя рывок правой рукой, задействуя ее мощные мышцы-сгибатели. Точно так же рывком левой руки он возвращает руль обратно. Что не так? Во-первых, водителю приходится в экстренном порядке менять руки, теряя время: поворачивал он левой рукой, а контр заносное руление выполняется правой. Во-вторых, подряд два рывка руля в разных направлениях не всегда под силу сервоусилителю руля. Именно поэтому многие эксперты отмечают при молниеносном рулении «ступеньки, закусывания, пустоты» в усилиях на руле, мешающие и даже пугающие водителя, вращающего руль. Складывается впечатление, что сервоусилитель не поспевает за быстрыми руками водителя.

Рис. 48.Определить, на какой угол повернуты колеса и когда они стоят прямо, невозможно ни при каком другом способе вращения руля

Рис. 48.Определить, на какой угол повернуты колеса и когда они стоят прямо, невозможно ни при каком другом способе вращения руля

Вот какой я великий мастер, думает иной «спец», даже рулевое управление переигрываю! Но такая быстрота руления стала возможна именно благодаря помощи гидроусилителя. А надо ли так рвать руль из стороны в сторону? На самом деле, если выполнять поворот влево, как в нашем примере, правой рукой, то и молниеносное движение обратно вниз, чтобы вывернуть колеса навстречу заносу, делается также правой рукой. Мы не теряем время, требующееся головному мозгу на переключение функций с левой руки на правую руку. Самый важный момент заключается в том, что руль в сторону заноса надо поворачивать как можно быстрее, молниеносно. Но возвращать его обратно нужно через пусть очень короткую, но паузу, чтобы полностью восстановилось сцепление шин с покрытием дороги, и вращать тоже очень быстро, но уже не молниеносно. Тогда   стабилизирующий   эффект   такого   контр заносного   приема   будет действительно максимальным. К тому же, действуя так, вы не перегрузите сервоусилитель, и он небудетдавать сбоев. Скоростьруленияимеетсвои разумные пределы, иеслионаоченьвысока, то ничего, кроме срыва шин и последующего их скольжения, не достигнуть.

Рис. 49.Если вы маневрируете в узком пространстве, не только можно, но и нужно вращать руль одной рукой!

Рис. 49.Если вы маневрируете в узком пространстве, не только можно, но и нужно вращать руль одной рукой!

Что касается дрифта - движения в глубоком заносе задней оси (есть даже такие соревнования), я считаю это отличным упражнением, но не более того. Чтобы научиться отменно чувствовать автомобиль, надо, постигая контролируемый занос, потратить уйму времени на отшлифовку своего мастерства. Как говорит немецкий гонщик Марк Бассенг, мастер езды на «порше» и герой «Нюрбургринга», сначала надо учиться скользить, скользить и еще раз скользить (для большей наглядности он сопровождает свое мудрое высказывание  комичной пантомимой: смешно извиваясь телом и поворачивая в сторону воображаемого заноса несуществующий руль). Из то нужно для того, чтобы, освоив все нюансы глубоких скольжений, вдруг,,, перестать скользить. Забыть о том, чтобы машину ставить боком. Тогда вы сможете ездить действительно быстро. (Вспоминаю, как в конце 1970-х на московском и подромемне казалось, что я еду очень  неплохо. Особенно я  гордился тем,  что проходил весь поворот с заносом задней оси, вздымая два высоких фонтана снега.


Рис. 50.Молниеносно повернуть руль в сторону заноса, в данном случае вправо, можно и одной правой рукой - так будет быстрее



Рис. 50. Молниеносно повернуть руль в сторону заноса, в данном случае вправо, можно и одной правой рукой - так будет быстрее

Мчась в глубоком  заносе по всей дуге поворота и без устали вращая руль«от упора до упора» множество раз, я добивался того, чтобы кузов машины постоянно  «смотрел»строго под углом 45 градусов в сторону движения. Но так ехать оказалось медленно! Эффектно, но неэффективно и медленно. Пришлось в корне менять свой стиль прохождения поворотов и настраивать под него автомобиль.)

Не так давно я смотрел видеозапись с трековых зимних гонок. Камера была установлена в автомобилях трех гонщиков, и у меня была отличная возможность посмотреть, кто как обращается с рулем. Опытный профессионал рулил четко и безвидимых ошибок. Начинающий гонщик, как ни странно, также обращался с рулем неплохо. Видно, сказывалась хорошая школа. А третий гонщик рулил кое-как, даже несколько раз выпустил руль из рук, неумело его перехватывая. И что вы  думаете? Этот третий выиграл не только эту гонку, но и все другие в том зимнем сезоне. Означает ли это, что вся теория обращения с рулем выеденного яйца не стоит? Конечно нет! Просто тот третий гонщик обладал врожденным чувством автомобиля. Вы не собираетесь участвовать в гонках? Поэтому я и объясняю, как вам будет удобнее рулить, чтобы не запутаться в руле современного автомобиля и правильно действовать в аварийных ситуациях.


create a website http://www.SaitVizitka123.ru