Правда о зимних шинах

Шипованные шины позволяют улучшить управляемость автомобиля зимой, но увеличивают расход горючего - 1 л на 100 километров.

Шипованная шина обеспечивает повышенное сцепление с обледеневшей дорогой благодаря шипам противоскольжения - они впиваются в лед, колют и режут его. Профилированный твердосплавный стержень - сердцевина шипа и его основная деталь. Впрочем, деталей у шипа всего две: кроме стержня есть еще и сам корпус шипа, в котором этот стержень держится. Держится довольно крепко, во всяком случае проблемой, волнующей автомобилистов, является не выпадение стержня из корпуса шипа, а выпадение самого шипа из шины.

Кузнецы и «Снежинки»

Начнем с того, что шипы гораздо старше автомобилей. Кузнецы вбивали гвозди в кожаные накладки на колесах повозок и карет еще в начале XIX века. С появлением пневматических шин о шипах забыли, но уже в начале 1930-х их стали применять снова - сначала на гоночных, а к середине 1950-х и на обычных автомобилях. В течение последних десятилетий многократно менялись и конструкция, и форма, и материал этой простой, на первый взгляд, детали. У нас в стране о шипах узнали позже.

«В начале шестидесятых на московском ипподроме зимой гонялись на «самоделках» и «формулах» с ошипованными шинами. Причем шипы допускались сквозные, как для мотогонок по льду, и очень длинные - пожалуй, 15 миллиметров, не меньше. Я изготовил самодельные шипы наподобие сквозных мотоциклетных, всю ночь шиповал колеса и на следующий день в гонке занял первое место», - пишет известный гонщик советских времен Юрий Андреев. Пощупали руками настоящие шипованные шины иностранного производства первыми из советских людей раллисты, принявшие участие в ралли Монте-Карло в 1964 году. Без «шиповок» по ледяным альпийским дорогам проехать было бы вообще невозможно.   Но   они   не   спасли   от   провала   -   сориентироваться   на

незнакомых дорогах без карт и знания языка оказалось невозможно, и за суммарное опоздание свыше часа все советские экипажи, выступавшие на «Москвичах» и «Волгах», были исключены из зачета. Но полезный урок был извлечен, и вскоре государственные черные «Волги» были «обуты» для зимней эксплуатации в отечественные шипованные зимние шины «Снежинка». Стоит ли говорить, что в эпоху тотального дефицита такие шины были для обычных автолюбителей совершенно недоступны.

Сделай сам

Впервые в автомобильных гонках на треке эксперимент с шипами был проведен в начале 1980-х. Гонщикам, приглашенным к участию в «Гонке звезд», традиционно устраиваемой журналом «За рулем», раздали финские спортивные шипы «Комет» и отечественные дубовые москвичовские зимние шины. Каждый гонщик шиповал свои шины самостоятельно, и среди них был ваш покорный слуга. Делалось это так: высокооборотной пневматической сверлильной машинкой (наподобие зубной) специальным сверлом сверлились дырки. Главной задачей было не просадить шину насквозь! Затем отверстие заливалось специальным клеем «Локтайт», и шип аккуратно вставлялся в него с помощью специальной, также пневматической шиповальнои машинки. Она нежно раздвигала края отверстия под шип лапками-усиками и проталкивала сам шип специальным поршеньком, тяжело вздыхая при этом, выпуская излишки воздуха. Кто сумел достать специальный клей и делал вышеописанную операцию аккуратно и неспешно, получал надежные шины, в которых шипы держались мертво - не выскакивали. Гонка проходила на коротком треке и больше походила на корриду - под конец не осталось ни одного целого автомобиля, чем был несказанно удивлен случайно оказавшийся в это время в Москве президент FIA (международной федерации автоспорта) Жан-Мари Балестр. «Ну и гонки, ай да русские! Нигде в мире таких брутальных битв не видел!» - восхищался он.

Через некоторое время эксперимент с шипами был повторен, и шипы стали существовать параллельно с «бесшиповыми» гонками. Если когда-то, в начале  1990-х годов,  в гонках по ледовому треку применялись даже длинные семимиллиметровые шипы, то начиная с сезона 2004 года в историю ушли и 4,5-миллиметровые. Вместо них теперь используются шины с шипами длиной 1,5 миллиметра - они меньше разрушают ледовую дорожку, снижают влияние на результат мощности мотора и повышают зрелищность соревнований.

Езда на миллиметре

Езда по ледовой дорожке на 1,5-миллиметровых шипах по ощущениям похожа на езду без шипов по утрамбованному снегу. У начинающих гонщиков создается впечатление, что машина неплохо «держит» любую траекторию. Однако при попадании на участки с глубоким слоем ледяной крошки сцепление шин с дорогой резко падает - эффект напоминает аквапланирование. Если смотреть со стороны, видно, как машина буквально вязнет, резко сбавляя скорость, а соперник, находящийся рядом, моментально выигрывает метров 30-50. Глубокий слой крошки собирается на внешнем радиусе, что делает езду с упором о внешний вал бессмысленной и практически невозможной. На таких шипах тактика сводится к выбору правильной траектории на вираже, напоминая гонки на овалах серии инди.

Шипы для ралли

Когда под колесами автомобиля скользкое покрытие, он плохо слушается руля - это факт. Но раллисты отлично справляются со своими стальными конями на любом скользком покрытии, даже на льду. «Мне очень нравится ралли в Швеции - из-за ощущения какой-то воздушности машины на «снежных» шинах, когда на поворотах ты можешь скользить, не теряя драгоценных минут на торможение...» - как-то признался Колин Макрей, чемпион мира по ралли. Красиво сказано! Еще бы, из зимних раллийных шин торчат шипы длиной 4,5 миллиметра, и скользить, конечно, приятно, а главное - довольно безопасно. Такая езда по ощущениям больше напоминает гравийную.

 


create a website http://www.SaitVizitka123.ru