Вальтер Рёрль - перфекционист вождения (С кого брать пример)

«Вальтер был Сенной в ралли!» - так ярко охарактеризовал своего выдающегося водителя его штурман Кристиан Гайстдёрфер. Не слишком ли пафосное заявление? Кто такой Вальтер Рёрль? 

Кажется, этот немец как-то выиграл чемпионат мира по ралли на «ауди-кваттро»? Нет, он становился чемпионом мира не один, а два раза, на «фиате» и на «опеле», и оба раза вместе со своим бессменным штурманом - Кристианом Гайстдёрфером; значит, тот знает, что говорит. 7 марта 2007 года Вальтеру Рёрлю, гонщику, раллисту, инструктору, испытателю автомобилей «порше», перфекционисту в жизни и в спорте исполнилось 60 лет. Этому юбилею автор и посвящает данную главу. (Я часто цитирую Вальтера Рёрля, считая его высшим авторитетом в вопросах вождения автомобиля. Надеюсь, читателям будет интересно познакомиться с немецким профессором вождения поближе.)

«Что такое ралли?» - спросил как-то Вальтер Рёрль у своего старшего брата. «Тебе надо будет только рулить. А в остальном можешь положиться на меня», - ответил тот. Вскоре, это было в 1972 году, в немецком журнале Motorsport Aktuell появилась статья, озаглавленная «Взошла звезда».

Это был чемпионат Европы по ралли, который можно смело приравнять к чемпионату мира, так как чемпионаты мира стали проводиться позднее. Более полумиллиона болельщиков на трассе, сосредоточившихся на 62 скоростных участках, напряженно следили за 340 экипажами из 15 стран, среди которых были четыре заводские команды, которым предстояло в течении 72 часов воевать за звание сильнейшего раллийного экипажа. Ралли началось с замешательства. Сильнейшие раллисты мира: Дарниш, Вармбольд, Аптонен, Миккола и другие,   находя   в   верхней   строчке   протоколов   никому   не   известную

фамилию Рёрль, считали, что это судейская ошибка. Но когда эта ошибка стала закономерностью, что казалось невероятным, посыпались вопросы: кто? откуда? где он был раньше?

Вальтер узнал о ралли, когда ему уже стукнуло 25. До этого он увлекался лыжами, велосипедом, мотоциклом, любил водить машину. Он служил водителем церковного начальства, наматывая по 100 000 км в год вдоль и поперек Баварии. Чтобы не было скучно за рулем, он придумал себе игру: так заруливать на повороты, чтобы машину не приходилось подправлять на выходе из поворота. А если это не удавалось, он ужасно злился на себя. Это когда он ехал один. А с важной персоной в салоне он вел машину так, чтобы она ни разу не качнулась.

Рис. 58.   Вальтер был Сенной в ралли!» - так ярко охарактеризовал своего выдающегося водителя его штурман Кристиан Гайстдёрфер

Рис. 58.   Вальтер был Сенной в ралли!» - так ярко охарактеризовал своего выдающегося водителя его штурман Кристиан Гайстдёрфер

До финиша того ралли «форд-капри 2» Вальтера Рёрля не доехал из-за дефекта двигателя. Но, заразившись ралли всерьез, на «опеле-кадете» он начал выигрывать одну гонку за другой... если машина не ломалась. Позже, в 1974 году, он получил заводской «опель-аскона А» и все же выиграл чемпионат Европы. Но не все шло так гладко. Его «опель», словно вопреки фирменному рекламному слогану о надежности марки, все время ломался, демонстрируя обратное. Рёрль подумывал уже бросить эти ралли, если так не везет с техникой. Дошло до того, что он вышел на старт ралли Сан-Ремо за рулем частного «Порше 911», чтобы доказать, что это не он ломает машину, а она ломается сама. И тут к нему подошел шеф заводской фиатовской команды Даниеле Аудетто, широко известный и сегодня в гоночном мире, и предложил: «Вальтер, жалко такой прекрасный автомобиль уродовать на ралли.

Садись на наш «фиат-абарт 131». На самом деле, вспоминает Рёрль, «они боялись, что я поеду на «порше» быстрее, чем Сандро Мунари на «лянче-стратос». Рёрль согласился и... показал на «фиате» такое же время, как Мунари! После финиша Аудетто пригласил его на этап чемпионата мира в Канаду. «Конечно, я согласился, - вспоминает Рёрль, - но тут мой штурман Питц вдруг говорит, что через две недели чемпионат Германии и он не поедет». Справедливо замечено: очень важно оказаться в нужное время в нужном месте. Этот разговор случайно услышал проходивший мимо Кристиан Гайстдёрфер и предложил: «Я готов ехать штурманом». И ездил с Вальтером до 1987 года. А Вальтер даже не поинтересовался у шефа фиатовской команды, сколько он будет получать как фирменный заводской гонщик.

И после он никогда не торговался и сразу соглашался на предлагаемый контракт.

В Канаде они сошли, но для Вальтера это был самый счастливый момент в жизни, так как суперзвезда мирового ралли Тимо Мяккинен, сошедший еще раньше и смотревший остальные «допы» в качестве зрителя,  во  всеуслышание заявил:   «Я думал,  что только финны  умеют

ездить, но я ошибался. Ты - лучший!» С таким напутствием и за рулем «Фиата 131», имеющего с нашими классическими «Жигулями» много общего, Вальтер двинулся навстречу исполнению своего заветного желания. Какого? Стать чемпионом мира? Не угадали! Вальтер мечтал выиграть легендарные ралли Монте-Карло, и не более того! И в 1978 году это ему бы удалось, если бы не вывалившийся из трамблера центральный провод на первом же «допе», из-за чего он потерял целых шесть минут. А отстал он от лидера всего на две минуты. Вам это о чем-то говорит? Во время второй попытки на следующий год мотор развалился на последнем «допе», перед которым Вальтер занимал третью позицию, проигрывая лидерам всего несколько секунд. В 1980 году новые зимние шины привезли в команду «Фиат», только 20 декабря, и руководству не удалось уговорить Рёрля испытать их в Рождество. «Я еду домой», - сказал он твердо и уехал. Отдых в рождественские каникулы - святое дело! Я еще не говорил, что Вальтер не очень любил тренироваться? Хотите верьте, хотите нет, но он всегда первым из всех раллистов уезжал в гостиницу отдыхать. Перед стартом Аудетто хотел предостеречь Рёрля и напомнил ему, что все тренировались на этих шинах, а он нет. «Ну и что, - сказал Рёрль, - я все равно выиграю у них минимум десять минут». Вальтер Рёрль выиграл ралли Монте-Карло на «Фиате 131», опередив Дарниша, выступавшего на грозной «лянче-стратос»... ровно на 10 минут! Цель жизни достигнута!

Это были золотые денечки для Рёрля. Позже он сам признавался, что не имел понятия, почему был так нереально быстр за рулем трудного в управлении и далеко не самого мощного «фиатика»: «Думаю, что сегодня на такой машине я бы не въехал ни в один поворот. В каждой гонке я буквально сбивал руки в кровь. А на старте «допа» я обязательно спрашивал Гайстдёрфера, в каком темпе ехать, на минуту быстрее всех или достаточно на полминуты». Не удивительно, что Вальтер выиграл в том году чемпионат мира. Фиатовские механики удивлялись после финиша сохранности его машины: «Такое впечатление, что он на ней вовсе не стартовал. Ничего не погнуто, даже не поцарапано!» И только когда Вальтер ушел из гонок, он получил достаточно времени, чтобы хорошенько все обдумать. Появились его книги, раскрывающие тонкости вождения. Из

них мы узнали, в чем заключался секрет Рёрля. Вот что он писал: «Благодаря моему участию в кольцевых гонках траектория прохождения поворотов за рулем раллийного автомобиля стала намного чище. Я старался ехать на моменте, на тяге, что требует внутренней дисциплины, так как швырять машину на повороты боком доставляет, вне всякого сомнения, больше удовольствия». Мало кто знает, что в том же 1980 году Вальтер стал и чемпионом мира в длинных шоссейно-кольцевых гонках, выступая в команде с известными кольцевиками Рекардо Патрезе и Мигелем Альборетто, выиграв 12 этапов из 13. Но истиной целью баварской звезды была не погоня за медалями и титулами, а достижение совершенства в управлении автомобилем: отточенная техника, траектория, выверенная буквально до миллиметра, истинное удовольствие от владения автомобилем в любых ситуациях под девизом «быстро, но безопасно!» Рёрлю особенно нравились и конечно же удавались ралли, изобилующие быстрыми скоростными участками с гравийным покрытием, когда машину надо «заправлять» на поворот на скорости 180 км/ч. Он исполнял это безукоризненно и был недосягаем для соперников.

С 1978 года фирма «Мерседес-Бенц» довольно успешно принимала участие в ралли-марафонах на машинах Mersedes SLC серии W107 с восьмицилиндровым мотором мощностью 310 л. с. в кузове купе и (подумать только!) автоматической коробкой передач. Правда, kick down отключался, и пилоты переключали передачи вручную селектором. На 1981 год было запланировано участие в чемпионате мира «родстера» модели 500 SL, тоже с «автоматом», который легче и на 20 см короче, а двигатель мощностью уже 350 л. с. На роль первого пилота команды «Мерседес-бенц» был приглашен новоиспеченный чемпион мира. После первых тестов в Австрии раллийную программу внезапно свернули. Дело было так. Шеф программы развития г-н ван Винсен спросил Вальтера: «Скажите, г-н Рёрль, вы выиграете ралли Монте-Карло на этом «Мерседесе», не так ли»? Вальтер Рёрль ответил: «Реально я могу бороться в десятке». Такой предельно честный ответ, что было типично для Рёрля, не удовлетворил руководство. Если мы не можем выиграть, лучше вовсе не участвовать, таков был принцип фирмы. А Рёрль остался не у дел, стартовав всего один раз на Porshe 911SC в чемпионате мира 1981 года: выигрывая у «ауди-кваттро», он сошел из-за поломки.

На следующий сезон 1982 года он вернулся в команду «Опель». Став чемпионом мира, Вальтер сказал: «Я хочу выигрывать ралли Монте-Карло, а не чемпионаты мира. Хочет Марку Ален стать чемпионом, пусть становится!» И Рёрль умышленно пропускает некоторые этапы. Он ужасно злился на себя: «Ты такая же свинья, как и все! Хотел выиграть Монте-Карло, выиграл, а снова участвуешь в чемпионате мира». На самом деле у Вальтера была мотивировка для дальнейшего участия в чемпионате. Ему было просто интересно, сможет ли он на лишенном всяких шансов на победу «Опеле-Аскона 400» составить конкуренцию мощным турбированным полноприводным «ауди». И он начал громить всех в пух и прах, кроме... Мишель Мутон. И это его задело: «Ну, если в ралли выигрывает женщина, то это говорит только о снижении нашего уровня», - комментировал он ситуацию. Про себя решил - не бывать такому, ринулся в бой и получил свой второй титул. Звучит красиво, если бы не одна подробность. Француженка по прозвищу Взрывной вулкан, побеждавшая на «ауди-кваттро» всех, проиграла заключительный этап чемпионата, потому что перед стартом получила печальное известие из Франции о смерти своего отца, наделала ошибок, тем самым отдав первенство немцу. В 1983 Рёрль мог легко выиграть чемпионат мира на «Лянче-Ралли 037», но ограничился добыванием очков для команды на шести этапах, выиграв три из них.

Такой подход был совершенно непонятным для прессы, и Вальтер пытался объяснить: «Если я еду в «головке», это не значит, что я должен теперь все время становиться чемпионом мира». Опять, если выиграю, думал он, не будет отбоя от прессы. Он хотел избежать шумихи вокруг его персоны, чего так не любил, но свое коронное ралли Монте-Карло Вальтер опять выиграл! Хотя его «среднемоторная» «лянча» явно проигрывала грозным «ауди-кваттро» по всем показателям. Он снова доказал всему миру, кто в ралли главный. И тогда шеф «ауди» Фердинанд Пьех решил, что значительно проще и спокойнее выигрывать с Вальтером в одной команде, чем биться против него. Вальтер предложение принял, считая, что он достойно отблагодарил «Опель» титулом, выигранным на машине этой марки в знак благодарности за тот самый «опель-кадет», предоставленный фирмой, что открыл ему когда-то дорогу в ралли. Но главным условием перехода в команду «Ауди» был отказ от борьбы за титул чемпиона мира - Рёрль оставался верен себе и не собирался выигрывать. «Я помогу Стигу Бломквисту завоевать титул, помогу «Ауди» выиграть чемпионат среди марок, набирая командные очки, но я должен выиграть ралли Монте-Карло, а не чемпионат!» - заявил он в Ингольштадте при подписании контракта. Если бы только он знал, как трудно будет ему овладеть строптивой «кваттро», ни за что не желающей поворачивать! Пришлось полностью менять свой отточенный до совершенства стиль пилотирования заднеприводной машины, что далось путем мучительных проб и многочисленных ошибок. Но ралли Монте-Карло Рёрль опять выиграл! Рёрль порой тосковал по атмосфере, царившей в итальянской команде: вкусная еда, первоклассные отели, всегда немного хаоса и видимость расхлябанности, но отличная быстрая работа механиков, когда это нужно. Немцы считают, что их машины не ломаются, но если надо менять коробку, то это делается как минимум за 45 минут. Итальянцы же меняли коробку за 8 минут!

Мне посчастливилось увидеть Вальтера Рёрля несколько лет назад в четырехчасовой гонке исторических спортивных автомобилей (выпуска до 1971 года) на трассе «Северная петля Нюрбургринга», где он выступал за рулем «Порше 904». Вспоминаю картину: 160 машин стоят на стартовой решетке, вот-вот они уйдут на прогревочный круг, а Рёрля в машине, стоящей на поул-позишн, все еще нет. Буквально в последнюю секунду он вырос словно из-под земли и ловко запрыгнул в машину - помчались! Он уверенно лидировал по дождю, все увеличивая и увеличивая отрыв от преследователей, и я дивился, как быстро, легко и красиво ведет он машину. После смены водителя я подошел к нему и поинтересовался, едет ли он в полную силу? «Конечно да! - ответил Рёрль. - Не играет роли, что машина историческая, все равно я еду на полную катушку. Это не шоу антикварной техники, а настоящая гонка». Он готов был разговаривать и дальше, но я счел, что излишняя навязчивость неуместна - гонщику надо отдыхать   перед   следующей   сменой, -   и   откланялся.   А   зря!   Какой-то итальянец буквально кинулся на шею Вальтеру и начал в избытке чувств бить его по спине кулаками. Потом они болтали и хохотали, как закадычные друзья, а я стоял в стороне. Наконец, их беседу прервал кто-то из команды «Порше». Уводя Вальтера в глубину бокса, он спросил, что за господин обрушился на его голову? «Первый раз в жизни вижу его», - ответил Рёрль. Итальянцы любят Вальтера, а Вальтер никому не в силах отказать, он открыт для всех. Он может, например, спокойно, никуда ни торопясь, часами раздавать автографы и отвечать на любые вопросы. И тут я понял, почему он чуть было не опоздал на старт.

Сегодня на визитной карточке Вальтера Рёрля рядом с логотипом Porsche написано: «Reprasentant und Werksfahrer», что можно перевести как «лицо фирмы и водитель-испытатель». Это далеко не полная характеристика человека, посвятившего себя овладению вершинами мастерства в управлении автомобилем. Почему он не стал менеджером одной из раллийных команд? Зачем? Ради денег или чтобы утвердиться в новой роли? Вальтеру этого не надо - он самодостаточен. Написать отличную книгу по вождению - это да. И он написал несколько таких книг. Рёрль до сих пор не устает шлифовать стиль управления автомобилем, радуясь за рулем, как ребенок, пытаясь не только достичь филигранного совершенства, полной гармонии человека и автомобиля, но и поделиться своими секретами со всеми желающими. Он инструктор по вождению, ведет авторские колонки в журналах, где рассказывает не о быстрой езде, а о безопасности в условиях обычного дорожного движения! Ну чем не великий волшебник?

Послужной список побед Вальтера Рёрля:

-  двукратный чемпион мира по ралли, одно второе место и одно третье;

-  двукратный чемпион мира среди марок;

-  чемпион мира по длинным гонкам в классе до 2 литров;

-  четырехкратный победитель ралли Монте-Карло на автомобилях четырех разных марок;

-  рекордсмен легендарной горной гонки Pikes Peak;

-  чемпион Европы по ралли;

-  победитель несчетного числа ралли и кольцевых гонок с 1971 по 1983 год;

-  победитель гонки Trans Am в зачете марок автомобилей.

 


create a website http://www.SaitVizitka123.ru