Мелодичный автосторож

Любительские охранные устройства имеют очень похожее звучание тре­вожного сигнала. У совсем простых это постоянный или прерывистый сигнал автомобильного клаксона, у более сложных — двухтональная сирена.

В ре­зультате выделить звук своего автомобиля среди всеобщего уличного шума довольно сложно.

Рассмотрим мелодичный автосторож, способный воспроизводить восемь раз­личных мелодий.

В мелодичном автостороже в качестве генератора музыкальных сигналов используется электронный музыкальный брелок, который часто встречается в игрушечных магазинах, уличных ларьках и т. п. Для этих целей можно использо­вать электронный музыкальный брелок китайского производства, имеющий странное название "Echo Killer". Этот электронный прибор имеет восемь ме­лодий — четыре мелодии и четыре имитации: сигнальных сирен полиции, скорой помощи, телефонного звонка и шумовой последовательности. Брелок представ­ляет собой пластиковый корпус с восемью резиновыми кнопками. Внутри кор­пуса расположена печатная плата с бескорпусной микросхемой. Роль звукоиз-лучателя выполняет телефонный электромагнитный капсюль, подключенный к выходу микросхемы через транзисторный ключ. Питается схема от двух диско­вых элементов общим напряжением 2,4 В. При нажатии на одну па кнопок звучит мелодия или имитация, повторяющаяся, пока кнопка не будет отпущена.

На основе такого брелка можно изготовить простую автомобильную сигна­лизацию, в качестве датчиков в которой используются контактные выключатели дверей (капота и багажника, если они установлены).

Основные технические характеристики мелодичного автосгорожа:

Время перехода в режим охраны, с .................................................................................. 20

Время задержки срабатывания сигнализации, с............................................................. 5

Время звучания мелодии или имитации, с ...................................................................... 15

Длительность предупредительного сигнала, с............................................................ 0,3

Количество устанавливаемых мелодий........................................................................... 8

Размеры, мм....................................................................................................................... 42'50

Включается охранная сигнализация при помощи потайного тумблера SA1.

При подаче питающего напряжения тумблером SA1 схема в течение 20 с будет заблокирована, что позволяет владельцу автомобиля выйти из салона и закрыть все двери. По окончании этого времени автосторож переходит в режим охраны.

При замыкании контактов одного из датчиков (например, дверного выключа­теля освещения салона) сигнализация издает короткий звук, предупреждающий о том, что автомобиль находится под охраной. А по истечении пяти секунд, которые даны для того, чтобы владелец мог открыть дверь и отключить сигнализацию тумблером SA1, включается сигнал тревоги в виде одной из заранее выбранных мелодий или имитаций. Тревожный сигнал будет раздаваться в течение 15 с. Если дверь будет закрыта, то после исполнения мелодии устройство снова возвратится в режим охраны.

Принципиальная электрическая схема мелодичного автосторожа приведена на рис. 4.70. Охранное устройство выполнено на двух микросхемах типа К561ЛЕ5. Устройство имеет один вход (контакт XI. 1), к которому подключены все датчики SB1 —SBn. На элементе DD1.1 собрано ключевое устройство, которое совместно с цепочкой CI, R1 обеспечивает 20-ти секундную задержку включения сторожа после подачи питания тумблером SA1. Длительность этой задержки определяется временем заряда конденсатора С1, в течение которого элемент DD1.1 будет закрыт. Продолжительность звучания короткого предупреждающего сигнала определяется длительностью импульса, вырабатываемого одновибратором на элементах DD2.2 и DD2.3 и зависит от постоянной времени цепи С4, R4. Продолжительность звучания мелодии или имитации сигнала тревоги задается одновибратором на элементах DD1.2 и DD1.3 и зависит от постоянной времени цепи С2, R3.

Временную задержку срабатывания сигнализации (5 с) обеспечивает цепь задержки, собранная на элементах R5, R6, VD2 и СЗ. Задержка определяется временем заряда конденсатора СЗ через сопротивление резистора R5. Диод VD2 и резистор R6 обеспечивают ускоренный процесс разряда конденсатора СЗ при переводе устройства в режим охраны.

При подаче питания тумблером SA1 и после заряда конденсатора С1 устрой­ство переходит в режим охраны. При замыкании любого из датчиков (SB1 — SBn) срабатывает элемент DD1.1, которым запускается одновибратор на эле

Ментах DD2.2, DD2.3. Раздается предупредительный сигнал, сообщающий о том, что автомобиль находится под охраной. Одновременно запускается одновибратор на элементах DD1.2, DD1.3. После заряда конденсатора СЗ, определяющего время задержки включения сигнала тревоги (мелодии или имитации), на выводе 10 одновибратора формируется уровень лог. "1", который поступает на вывод 1 элемента DD2.1. На другой вход элемента DD2.1 (вывод 2) поступает сигнал от одновибратора на элементах DD2.2, DD2.3. При изменении состояния элемента DD2.1 на лог. "О" (вывод 3) под воздействием сигналов одновибраторов DD1.2, DD1.3 и DD2.2, DD2.3 па его входах открывается элемент DD2.4. В результате импульсы с музыкального генератора АХ1 проходят через элемент DD2.4 и поступают на транзисторный ключ VT1, в коллекторной цепи которого включено реле звуковых сигналов К1.

Питание элемента АХ1 осуществляется напряжением +3,3 В от параметри­ческого стабилизатора, собранного па стабилитроне VD3. Электромагнитный кап­сюль и кнопки из АХ1 исключены. Понравившаяся мелодия или имитация про­граммируется соответствующей перемычкой между контактными площадками на печатной плате устройства АХ1, которые раньше замыкались кнопками. В коллек­торную цепь транзисторного ключа платы АХ1 для согласования уровней сигна­лов между АХ1 и сторожем вместо капсюля включают резистор R8.

Мелодичный автосторож смонтирован на печатной плате, изображенной на рис. 4.71. Элемент АХ1 и печатная плата установлены в пластмассовом корпусе. Времязадающие конденсаторы С1, С2, СЗ и С4 желательно использовать типа К53-1 с минимальным током утечки. Поскольку включение звукоизлучателя произво­дится через реле К1, то составной ключевой транзистор КТ827 можно заменить на КТ805, КТ815, КТ817, которые устанавливают без радиатора.

R качестве звукоизлучателя используется штатное автомобильное сигналь­ное устройство с удаленным фиксатором. Для удаления фиксатора достаточно вывернуть настроенный болт модулятора МЗ, находящийся на тыльной стороне излучателя. Отключение модулятора проверяется путем кратковременного подключения сигнального устройства к клеммам аккумулятора — слышен ко­роткий, глухой щелчок. Для улучшения качества звучания мелодии или имита­ции можно использовать сирену.

Автосторож подключается к элементам электрической схемы автомобиля четырьмя контактами XI. 1 — XI.4, изображенными па принципиальной схеме (рис. 4.70).


create a website http://www.SaitVizitka123.ru