Производительность труда водителя и эффективность использования автомобильного транспорта в большой степени зависят от конструктивных и эксплуатационных качеств автомобилей, прицепов и полуприцепов.
Техническое состояние автомобиля и его износостойкость зависят от конструктивных и производственных недостатков и дефектов, возникающих при эксплуатации.
В процессе эксплуатации наличие этих дефектов приводит к изменению технического состояния деталей, узлов и агрегатов, которые подвергаются естественному износу.
Естественный износ может быть механический, абразивный, коррозийный и усталостный.
Механический износ происходит вследствие сминания или выкрашивания частиц с поверхности деталей. При сминании поверхности происходит изменение размера детали без изменения ее массы. При выкрашивании поверхности изменяется масса и размер детали.
Абразивный износ— это результат царапающего или режущего действии более твердых частиц одной из сопряженных деталей, частиц, внесенных воздухом или попавших вместе со смазкой.
Коррозийный износ является следствием воздействия агрессивной среды (кислот, щелочей, кислорода) на поверхность деталей
Усталостный износ вызывается воздействием многократных переменных нагрузок.
Большинство деталей автомобиля подвергаются одновременному Бездействию нескольких видов износа.
Сопряженные детали имеют определенные зазоры, устанавливаемые при конструировании и изготовлении механизмов и узлов. Постепенно эти зазоры вследствие износа деталей увеличиваются, размер детали достигает предельно допустимого, при котором она может работать нормально, а затем работа сопряженной пары деталей нарушается, вследствие возникновения дополнительных нагрузок. Зазор прогрессивно возрастает, что может привести к поломке деталей и к разрушению узла или механизма автомобиля. Кроме того, износ ряда деталей сверх допустимого предела (рулевого управления, тормозов, трансмиссии) может привести к нарушению их работы и даже к дорожно-транспортному происшествию.
Износ деталей при увеличенных зазорах прогрессивно возрастает, что приводит к резкому сокращению межремонтных пробегов, появлению неисправности и отказах в работе.
Отклонение технического состояния автомобиля (прицепа) и его агрегатов от установленных норм является неисправностью.
Отказом называется нарушение работоспособности автомобиля, приведшее к прекращению транспортного процесса.