К неисправностям рулевого управления, с которыми нельзя эксплуатировать автомобиль, относятся: люфт рулевого колеса больше (допустимого; заедание рулевого управления; большой износ деталей рулевого управления; ослабление креплений и нарушение балансировки.
Любая из указанных неисправностей затрудняет движение автомобиля по прямой, на поворотах и может привести к полной потере правления. Эксплуатация автомобиля с одной из перечисленных неисправностей категорически запрещена.
Даже незначительное затруднение в управлении автомобилем может явиться причиной возникновения аварии. При наличии неисправностей в рулевом управлении водитель гораздо быстрее устает, появляется чувство неуверенности, а в условиях напряженного движения и высоких скоростей эти неисправности не дозволят своевременно принять необходимые меры по предупреждению столкновения или да.
Рис. 188. Проверка люфта рулевого колеса
Величину люфта (свободного хода) определяют люфтомером, когда редкие колеса установлены в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой. Стрелку люфтомера устанавливают на спице рулевого колеса или на его ободе при помощи пружинного зажима рис. 188), а на кожухе рулевой колонки ниже рулевого колеса закрепляют шкалу люфтомера. После того как рулевое колесо повернуто
До положения начала поворота передних колес, нулевую отметку шкалы устанавливают против стрелки. Затем, поворачивая рулевое колесо в обратном направлении, до начала поворота передних колес по делению на шкале, против которого оказалась стрелка люфтомера, определяют люфт рулевого колеса. Увеличение люфта рулевого колеса может быть в результате увеличения зазоров в подшипниках ступиц передних колес и сочленениях рулевых тяг, поломки пружин наконечников рулевых тяг, ослабления крепления картера рулевого механизма, рулевой сошки и рычагов поворотных цапф, наличия зазоров в подшипниках червяка и между червяком и роликом.
На автомобиле ЗИЛ-130 повышенный люфт рулевого колеса возможен в результате недостаточного натяжения ремня привода насоса гидроусилителя, неисправности карданной передачи привода рулевого механизма, недостаточного количества масла в бачке насоса гидроусилителя, наличия в системе гидроусилителя воздуха, подтекания масла и загрязнения его.
Изношенные или поломанные детали заменяют, увеличенные зазоры в подшипниках, шарнирных соединениях или рулевом механизме устраняют регулировкой, ослабленные крепления картера рулевого механизма, рулевой сошки и рычагов поворотных цапф подтягивают. После подтягивания креплений необходимо возобновить шплинтовку. При наличии каких-либо других неисправностей их также необходимо устранить.
При заедании рулевого управления вследствие повреждения подшипников червяка, неправильной регулировки рулевого механизма, погнутости тяг или отсутствия смазки необходимо заменить поврежденные подшипники, выправить погнутые тяги, а механизм рулевого управления отрегулировать. Преждевременный износ деталей является результатом несвоевременной или некачественной смазки рулевого механизма и шарнирных соединений рулевого управления. Большой износ деталей рулевого управления может быть также в результате поворотов колес при неподвижном автомобиле и движении на больших скоростях по плохой дороге.