Неисправности сцепления

В механизме сцепления могут возникнуть неисправности: непол­ное включение (сцепление пробуксовывает) или неполное выклю­чение (сцепление ведет), а также резкое включение сцепления.

Когда сцепление пробуксовывает, крутящий мо­мент от вала двигателя не полностью передается из ведущие колеса (особенно при движении автомобиля с грузом на подъеме). С увеличе­нием частоты вращения коленчатого вала двигателя при отпущенной педали сцепления автомобиль вовсе не трогается с места, либо ско­рость его увеличивается очень медленно; иногда автомобиль двигается рывками и в кабине ощущается запах горелых фрикционных накладок ведомых дисков. Причины пробуксовывания сцепления:

Отсутствие зазора между подшипником муфты и рычагами выклю­чения при отпущенной педали сцепления, вследствие чего ведущий диск не полностью прижимается к ведомому; для устранения этой неисправности необходимо проверить и отрегулировать свободный ход педали сцепления;

Замасливание дисков сцепления; эта неисправность возникает при чрезмерной смазке подшипника муфты выключения сцепления при протекания смазки через задний коренной подшипник коленчатого вала; в этом случае сила трения резко уменьшается и диски проскаль­зывают. Для устранения этой неисправности сцепление нужно ра­зобрать, диски тщательно промыть бензином, а фрикционные наклад­ки зачистить стальной щеткой или рашпилем;

Износ фрикционных накладок; если износ накладок невелик, неис­правность устраняется регулировкой свободного хода педали сцеп­ления; при большом износе накладок их необходимо заменить новыми;

Поломка или ослабление нажимных пружин; пружины необходи­мо заменить.

Сцепление не полностью выключается. Признаком данной неисправности является включение передачи, сопровождающееся резким металлическим скрежетом шестерен коробки передач, причем не исключена возможность их поломки. Такая неисправность сцепления может возникнуть по следующим причинам:

Большой зазор между упорным подшипником муфты выключения и внутренними концами рычажков выключения; устраняют неисправность регулировкой свободного хода педали сцепления;

Перекос или коробление ведомых дисков; неодинаковый зазор меж­ду дисками вследствие их коробления (а в отдельных местах отсутствие зазора); эта неисправность чаще всего возникает при перегреве сцепления после пробуксовки и устраняется заменой покоробленных дисков;

Обрыв фрикционных накладок; оборванная накладка заклинивает­ся между ведомым и ведущим дисками и не позволяет полностью вы­ключить сцепление; сцепление необходимо разобрать и заменить на­кладки;

Перекос нажимного диска; при выключении сцепления ведущий диск частично продолжает прижиматься к ведомому диску. Такая неисправность возникает, когда внутренние концы рычагов вык­лючения сцепления находятся не в одной плоскости; в этом случае необходимо отрегулировать положение рычагов выключения сцеп­ления.

Сцепление резко включается несмотря на мед­ленное и плавное опускание педали; автомобиль трогается с места рывком. Такая неисправность может быть в случае заедания муфты выключения на направляющей втулке. При отпускании педали сцеп­ления муфта будет передвигаться по втулке неравномерно, а когда сила пружин преодолевает заедание муфты, она быстро передвинется, резко освободив рычаги выключения, и диски быстро сожмутся Рез­кое включение сцепления может быть вызвано также мелкими трещи­нами на ведущих дисках после большого их перегрева. Для устране­ния указанных неисправностей требуется замена соответствующих деталей.

Неполадки в работе сцепления автомобиля ГАЗ-24 «Волга» воз­можны из-за наличия воздуха в системе гидравлического привода сцепления. Для удаления воздуха необходимо снять резиновый колпачок на головке клапана рабочего цилиндра н надеть шланг для прокачки тормозов. Конец шланга опустить в стеклянный сосуд с не­большим количеством тормозной жидкости. Заполнить систему через горловину бачка главного цилиндра, после чего создать в системе небольшое давление, резко нажав 4—5 раз на педаль сцепления с ин­тервалом 1—2 с; отвернуть клапан на пол-оборота и, после того как прекратится выход воздуха из системы и жидкость пойдет в сосуд ровной струей без пузырьков, клапан плотно завернуть, снять шланг, поставить колпачок на место и долить жидкость. Уровень жидкости должен быть на 10—15 мм ниже верхней кромки бачка. Для проверки нажать на педаль и замерить величину перемещения толкателя, кото­рая должна быть не менее 17 мм. При меньшей величине, если система исправна, продолжать прокачку.

2. Основные работы по техническому обслуживанию сцепления

ЕО. Проверить действие механизма сцепления путем трогания автомобиля с места и переключения передач при движении.

ТО-1 Проверить свободный ход педали, и если нужно, отрегули­ровать его, состояние и крепление оттяжной пружины. Смазать (по

Графику смазки) валик педали сцепления и подшипник муфты выклю­чения сцепления. Проверить работу сцепления.

ТО-2. Проверить полный и свободный ход педали сцепления и действие оттяжной пружины, работу привода сцепления и при не­обходимости отрегулировать сцепление и привод.

Подшипник муфты выключения сцепления на автомобилях ГАЗ-53А ЗИЛ-130 первых выпусков смазывают из масленки, наполненной консистентной смазкой, для чего необходимо завернуть на два-три оборота крышку масленки.

На автомобилях ЗИЛ-130 (последних выпусков) и ГАЗ-24 «Волга» в подшипниках муфты выключения сцепления смазку закладывают на заводе и при эксплуатации не добавляют.

Неисправности сцепления затрудняют управление автомобилем, отвлекают водителя от наблюдения за дорогой, создают помехи в дви­жении других транспортных средств и, как следствие всего этого, водитель быстро устает, появляется чувство неуверенности и в слож­ной дорожной обстановке создается угроза безопасности движения.


create a website http://www.SaitVizitka123.ru