ЕО. Проверить уровень масла масломерной линейкой перед пуском двигателя и в пути при длительных рейсах и при необходимости долить его.
В зимнее время при хранении автомобиля на открытой площадке и низкой температуре по окончании работы слить масло из картера прогретого двигателя, а перед пуском залить в картер подогретое до 90° С масло, кроме тех случаев, когда пользуются пусковым подогревателем. Проверить, нет ли течи масла.
ТО-1. Наружным осмотром проверить герметичность приборов системы смазки и маслопроводов. При необходимости устранить неисправности. Слить отстой из масляного фильтра. Перед сливом отстоя прогреть двигатель, очистить от пыли и грязи корпус фильтра. Отстой нужно слить в посуду, отвернув при этом резьбовую пробку так, чтобы не загрязнить двигатель. Проверить уровень масла в картере двигателя и при необходимости долить его. Сменить (по графику) масло в картере двигателя; при этом заменить фильтрующий элемент фильтр а (двигатель 24Д), - также удалить осадки из фильтра центробежной очистки.
ТО-2. Наружным осмотром проверить герметичность соединений системы смазки двигателя и крепление приборов, при необходимости устранить неисправности. Слить отстой из масляного фильтра.
Заменить масло в картере двигателя (по графику). Менять масло при средних условиях эксплуатации автомобиля следует согласно заводской инструкции (после пробега 2000—3000 км). Обычно это совмещают с одним из технических обслуживании. Одновременно с заменой масла заменяют фильтрующий элемент (двигатель 24Д) или- очищают фильтр центробежной очистки масла. Для полного слива масла двигатель необходимо предварительно прогреть
Если при сливе масла будет обнаружено, что система смазки загрязнена (сильное потемнение масла и наличие большого количества механических примесей), то необходимо промыть ее. Для этого заливают в поддон картера промывочное масло (индустриальное масло) до нижней метки масломерной линейки, пускают двигатель на малой частоте вращения коленчатого вала (2—3 мин), а затем, открыв все пробки, сливают промывочное масло.
Корпус фильтра промывают кистью при снятой крышке и отвернутой пробке сливного отверстия. После промывки корпуса устанавливают новый фильтрующий элемент (24Д). Промыв фильтр, завертывают на место пробки и в поддон картера через маслоналивной патрубок заливают свежее масло в количестве, указанном в заводской инструкции. Двигатель пускают и прогревают до нормальной температуры. Затем двигатель останавливают и через 3—5 мин проверяют уровень масла.
Чтобы удалить осадок из фильтра центробежной очистки двигателя ЗМЗ-53, необходимо снять с маслоналивного патрубка воздушный фильтр вентиляции картера двигателя, отвернуть гайку-барашек, снять кожух, отвернуть одной рукой круглую гайку, удерживая другой рукой колпак от вращения, и осторожно снять его. Затем снять сетку, очистить колпак от осадков, промыть его и сетку в бензине.
Установить сетку и колпак на место, избегая повреждения резинового уплотнителя ротора, завернуть рукой (нетуго) гайку колпака, следя затем, чтобы колпак встал на свое место без перекоса. После этого установить кожух и завернуть гайку-барашек.
Поставить на место фильтр вентиляции картера, пустить двигатель и проверить, нет ли течи масла. После удаления осадков и смены смазки нельзя сразу допускать работы двигателя с большой частотой вращения коленчатого вала. Проверяя действие фильтра центробежной очистки, необходимо увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя, а затем остановить его.
Если фильтр исправный, то после остановки двигателя в течение 2—3 мин будет слышно характерное гудение вращающегося ротора. Если обнаружится, что фильтр работает плохо, необходимо его разобрать и очистить жиклеры и втулки.
После преодоления водных преград необходимо проверить агрегаты; при обнаружении в них воды следует старое масло слить и заправить агрегат новым маслом.
Если автомобилю часто приходится работать в воде, следует чаще дополнять смазку в шарнирные соединения.
Масло после слива необходимо собирать для последующей переработки и повторного применения. Повторное применение масел дает большую экономию. Отработавшие масла необходимо хранить отдельно по маркам, не допуская их смешивания.
СО. Два раза в год промыть систему смазки двигателя и заменить сорт масла в зависимости от времени года. При подготовке к зимней эксплуатации отключить масляный радиатор.
Своевременное устранение неисправностей и качественное выполнение технического обслуживания подвижного состава обеспечивает предупреждение повышенного износа деталей, узлов и агрегатов автомобилей, увеличение межремонтных пробегов, сокращение затрат на ремонт, увеличение продолжительности работы автомобиля в течение суток, повышение производительности, снижение себестоимости перевозок на автомобильном транспорте и обеспечение безотказной и безопасной работы.