Очистить двигатель от грязи и проверить его состояние. Двигатель очищают от грязи скребками, моют при помощи кисти, смоченной в содовом растворе или растворе стирального порошка, а затем вытирают насухо. Мыть двигатель бензином нельзя, так как это может привести к пожару.
Состояние двигателя проверяют внешним осмотром и прослушиванием его работы и а разных режимах.
ТО-1. Проверить крепление опор двигателя. Проверить герметичность соединения головки цилиндров, поддона картера, сальника коленчатого вала. О неплотности прилегания головки можно судить по потекам на стенках блока цилиндров. Неплотности прилегания поддона картера и сальника коленчатого вала обнаруживают по потекам масла.
При проверке крепления опор двигателя гайки необходимо расшплинтовать, подтянуть до отказа и вновь зашплинтовать.
ТО-2. Подтянуть гайки крепления головки цилиндров. Подтяжку головки цилиндров из алюминиевого сплава производят на холодном двигателе динамометрическим или обычным ключом из комплекта водительского инструмента без применения дополнительных насадок. Последовательность затяжки гаек крепления головки цилиндров двигателя ЗМЗ-53 показана на рис. 184. Усилие при затяжке должно быть 7,3—7,8 кгс-м.
Рис. 184. Последовательность затяжки гаек крепления головки цилиндров
Подтягивать резьбовые соединения следует равномерно, без рывков, в строго определенном порядке для каждого типа двигателя. Затягивать гайки крепления головки блока нужно от центра, постепенно перемещаясь к краям.
На V-образных двигателях ЗИЛ-130 и ЗМЗ-53 перед подтяжкой крепления головок цилиндров сливают воду из системы охлаждения и ослабляют гайки крепления впускного трубопровода. После подтяжки гаек головки цилиндров нужно вновь затянуть гайки впускного трубопровода и отрегулировать зазоры между клапанами и коромыслами.
Крепление поддона картера выполняют на осмотровой канаве. Автомобиль при этом необходимо затормозить стояночным тормозом, включить низшую передачу, выключить зажигание, а под колеса положить колодки.
Проверяют зазор между стержнем клапана и носком коромысла и при необходимости производят регулировку.
Подтягивая гайки крепления, необходимо пользоваться исправными инструментами, подбирая ключи точно по размерам гаек. Не разрешается работать гаечными ключами с непараллельными, изношенными губками. Запрещается отвертывание и завертывание гаек ключом больших размеров с подкладыванием металлических пластинок между гранями гайки и ключа, удлинение рукоятки ключа путем присоединения другого ключа или трубы.
СО. Два раза в год проверить состояние цилиндро-поршневой группы двигателя.