Перегрев двигателя

Перегрев двигателя происходит в результате не­исправности не только системы охлаждения, но и систем пита­ния, зажигания и смазки. Не­достаточное охлаждение двига­теля и, как следствие этого, за­кипание охлаждающей жидко­сти в системе может возникнуть от недостаточного количества ее в системе охлаждения, пробук­совки ремня вентилятора при слабом его натяжении или в ре­зультате замасливания, загряз­нения или отложения накипи в системе и неправильной работы термостата.

Переохлаждение двигателя может быть вы­звано неисправной работой тер­мостата или заеданием жалюзи в открытом положении. Зимой при низкой температуре возду­ха, если не принять предохра­нительных мер (прикрыть жалюзи, надеть утеплительный чехол и т. п.), также возможно переохлаждение двигателя и даже замерзание воды в системе.

Недостаточный уровень охлаждающей жидкости в верхнем бачке радиатора бывает при утечке ее из системы охлаждения или выкипания. Утечка охлаждающей жидкости из системы может произойти через сальники, неплотности в соединении патрубков, сливные краники и поврежденные участки радиатора. Течь при износе сальников обнаруживают по подтеканию охлаждающей жидкости через контрольное отверстие в нижней части корпуса насоса.

При появлении этой неисправности необходимо слить охлаждаю­щую жидкость, ослабить ремень вентилятора и снять его, ослабить хомутик, отсоединить резиновый шланг и осторожно снять водяной насос с тем, чтобы не повредить прокладку.

Отвернув болт крепления крыльчатки, снять ее. В сальнике может быть повреждена либо резиновая манжета, либо самоподвижная шайба, поврежденные детали нужно заменить, насос собрать и установить. В случае повреждения прокладки головки цилиндров ее заменяют

Неплотности в соединениях патрубков со шлангами устраняют затягиванием хомутиков (если резьба затяжного болта хо­мутика использована полностью, то под снятый хомутик подкладывают металлическую полоску), а краники, пропускающие жидкость, прити­рают. Для этого их снимают с двигателя, разбирают, на рабочую по­верхность наносят притирочную пасту (такую же, как и для притирки клапанов газораспределительного механизма) и возвратно-вращательным движением притирают до появления матовой поверхности на всех рабочих частях краника.

Поврежденный радиатор необходимо снять и сдать в ремонт.

Натяжение ремня вентилятора в двигателе 24Д регули­руют смещением генератора. Правильно натянутый ремень прогибается на 8—10 мм при нажатии рукой с силой в 3—4 кгс. Если ремень натя­нут недостаточно, то необходимо ослабить болты крепления генера­тора и, отклоняя его, добиться нужного натяжения. Пробуксовка мо­жет быть вызвана, кроме того, смазкой, попавшей на ремень и шкивы.

В двигателе ЗИЛ-130 шкив вентилятора приводится в действие дву­мя ремнями. Натяжение одного из них регулируется перемещением ге­нератора, а второго — перемещением насоса гидроусилителя рулевого управления. В двигателе ЗМЗ-53 натяжение ремня вентилятора изме­няют натяжным роликом.

Заедание термостата в закрытом положении прекра­щает циркуляцию жидкости через радиатор. В этом случае двигатель перегревается, а радиатор остается холодным. При заедании термостата в открытом положении происходит переохлаждение двигателя. В обоих случаях термостат снимают, предварительно выпустив жидкость из системы охлаждения и осторожно сняв патрубок.

Термостат проверяют, опуская его в воду. Нагревая воду, следят за клапаном термостата и термометром. Клапан должен начать отбы­ваться при температуре 70° С и полностью открыться при температуре 83 90° С. При осмотре термостата необходимо обратить внимание на отсутствие накипи и чистоту отверстия в клапане, предназначенном для пропуска воздуха.

Жалюзи заедают из-за недостаточной смазки или неисправ­ности привода. Трос вместе с оболочкой необходимо снять, промыть в керосине и, смазав, поставить на место.

В процессе эксплуатации автомобиля на стенках рубашки охлаж­дения откладывается накипь, вследствие чего ухудшается отвод*, тепла от деталей. Каналы приборов системы охлаждения засоряются накипью и продуктами коррозии, что приводит к перегреву двигателя и другим неисправностям. Накипь удаляют промывкой приборов системы охлаж­дения раздельно, так как растворы, применяемые для промывки радиа­тора, нельзя использовать при промывке рубашки охлаждения блока и головки цилиндров, изготовленных из алюминиевого сплава.

Перед промывкой радиатор снимают с автомобиля и заполняют его 10-процентным раствором едкого натра (каустическая сода), нагретого до 90° С. Этот раствор выдерживают в радиаторе в течение 30 мин, а затем сливают и к патрубку нижнего бачка присоединяют смеситель, к которому подводят горячую воду и сжатый воздух. Для контроля за давлением сжатого воздуха к патрубку, идущему от нижнего бачка радиатора к отопителю, присоединяют манометр.

Промывку радиатора выполняют одновременно горячей водой и сжа­тым воздухом, так, чтобы вода вытекала через патрубок верхнего бачка и давление в нижнем бачке не превышало 1 кгс/см2. С раствором едко­го натра следует обращаться очень осторожно во избежание, ожогов ко­жи и разъедания тканей одежды.

Если отложение накипи на стенках рубашки охлаждения и в трубах радиатора незначительное, ее удаляют при помощи раствора хромпика, не снимая радиатор с автомобиля. Раствор хромпика приготовляют из расчета 4—8 г на 1 л воды и заливают его в систему.

Раствор с содержанием хромпика менее 3 г на 1 л воды применять нельзя, так как он вызывает усиленную коррозию деталей системы ох­лаждения.

Когда система охлаждения заправлена таким раствором, автомобиль эксплуатируется в течение месяца (при выкипании воды из раствора добавляют воду, при утечке через неплотности соединения — раствор)„ Слив раствор, систему нужно хорошо промыть чистой водой в направ­лении, обратном циркуляции, пропустив 10—15-кратный объем воды.

Система смазки имеет два основных признака неисправности: пони­жение или повышение давления масла. Ухудшение смазки бывает в результате попадания сконденсированного топлива, частиц нагара, осмоления и т. д. Диагностирование технического состояния системы смазки осуществляется контрольным манометром и по цвету масла.

Понижение давления масла может быть в результате подтекания масла в масляной магистрали, износа масляного насоса и подшипников коленчатого вала, малого уровня масла в поддоне кар­тера, недостаточной его вязкости, заедания редукционного клапана в открытом положении. Подтекание масла возникает в месте неплотной затяжки штуцеров и пробок или через трещины в маслопроводах. Для устранения подтекания штуцера и пробки их нужно подтянуть, а труб­ки с трещинами заменить. Неисправности насоса, редукционного клапана и подшипников устраняют в ремонтных мастерских.

Малый уровень масла в поддоне может быть из-за выгорания масла, вытекания его через неплотности сальников коленчатого вала и места повреждения прокладки.

Загрязненное масло или масло недостаточной вязкости нужно заме­нить.

Повышение давления масла в системе бывает в резуль­тате засорения маслопроводов, применения масла с повышенной вяз­костью, заедания редукционного клапана в закрытом положении. За­соренные маслопроводы прочищают (в разобранном двигателе) прово­локой, промывают керосином и продувают сжатым воздухом.

Для проверки правильности показаний указателя давления масла вместо одной из пробок центральной магистрали ввертывают штуцер контрольного манометра и, пустив двигатель, сличают показания контрольного манометра и указателя давления масла.


create a website http://www.SaitVizitka123.ru