Ремонт подразделяется на капитальный (КР) и текущий (ТР), в соответствии с назначением и характером выполненных работ.
Капитальный ремонт выполняют на специализированных ремонтных предприятиях, текущий — на автотранспортных предприятиях или на станциях технического обслуживания. Ремонт включает контрольно-диагностические, сборочные, регулировочные, слесарные, механические, медницкие, кузнечные, жестяницкие, обойные, электротехнические, шиноремонтные, малярные и другие работы.
Ремонтные работы могут выполняться по определенным агрегатам и узлам, а также по подвижному составу в целом. Если ремонт связан с заменой или разборкой агрегатов и узлов, то он должен выполняться только после предварительной диагностики, проводимой специалистами высокой квалификации
Цель капитального ремонта — регламентированное восстановление работоспособности автомобилей и агрегатов. Он должен обеспечить пробег до следующего капитального ремонта (или списания) не менее 80% от нормы пробега для новых автомобилей и агрегатов.
При капитальном ремонте агрегат полностью разбирают, дефекту ют, восстанавливают или заменяют у него отдельные детали, затем собирают, регулируют и испытывают. Агрегат может быть направлен в капитальный ремонт, если его базовая и основные детали не могут быть экономически целесообразно восстановлены при текущем ремонте.
При капитальном ремонте автомобиля его полностью разбирают, все детали дефекту ют, восстанавливают и заменяют, собирают, узлы и агрегаты регулируют и испытывают.
Направлять автомобиль или агрегат в капитальный ремонт можно только после тщательной проверки н анализа их технического состояния с учетом выполненного пробега с начала эксплуатации до капитального ремонта и после него а также с учетом израсходованных запасных частей. Грузовой автомобиль направляется в капитальный ремонт, если необходим капитальный ремонт рамы, кабины, а также не менее трех любых основных агрегатов. Легковой автомобиль или автобус направляют в капитальный ремонт только при условии, если капитального ремонта требует кузов.
Агрегатный метод ремонта автомобиля является наиболее прогрессивным. Он позволяет сократить время простоя автомобиля в капитальном ремонте и предусматривает замену неисправных узлов, приборов и целых агрегатов на заранее отремонтированные и находящиеся в оборотном фонде. При этом все агрегаты и механизмы оборотного фонда обезличены и могут быть установлены на любой ремонтируемый автомобиль.
Капитальный ремонт автомобиля и отдельных агрегатов выполняют на ремонтных заводах. На автотранспортных предприятиях агрегаты заменяют при текущем ремонте.
Несмотря на то, что потребность в ремонте определяется по фактическому состоянию автомобиля, для каждой марки установлена норма пробега до капитального ремонта. Если после прохождения установленной нормы пробега комиссией из административно-технического персонала с участием водителя, за которым закреплен автомобиль, установлено, что по своему техническому состоянию автомобиль еще не требует ремонта, то он допускается к дальней шей эксплуатации с установлением дополнительного (сверх нормы) пробега до капитального ремонта.
Планирование ремонтов автомобилей на автотранспортном предприятии осуществляется с учетом установленных минимальных норм пробега между ремонтами. Средний пробег до капитального ремонта для новых автомобилей составляет: ГАЗ-24 «Волга» — 250 тыс. км, ГАЗ-53А — 150 тыс. км и ЗИЛ-130 — 175 тыс. км. Прицепы и полуприцепы в первый капитальный ремонт направляют после пробега 100 тыс. км, а бывшие в капитальном ремонте — после пробега 80 тыс. км
Приведенные выше нормы пробега автомобилей и прицепов до капитального ремонта указаны для первой категории условий эксплуатации и являются минимальными. Передовые водители практической работой доказали, что нормы пробега могут быть увеличены до 500— 700 тыс. км.
Увеличения межремонтных пробегов и продления срока службы автомобилей, шин, аккумуляторных батарей и других агрегатов можно добиться, если водитель хорошо знает устройство и особенности конструкции автомобиля, на котором работает, с соблюдением всех требований проводи-! обкатку нового или вышедшего из ремонта автомобиля,
Вовремя, качественно и в полном объеме выполняет все работы по техническому обслуживанию.
Для продления срока службы автомобиля необходимо точно соблюдать требования инструкции завода-изготовителя, систематически на линии контролировать работу агрегатов, узлов и всех механизмов, немедленно устранять появившиеся неисправности, своевременно промывать систему смазки и питания двигателя, а также проверять правильность регулировки трансмиссии механизмов управления при их нарушении.
На продление срока службы автомобиля большое влияние оказывают и приемы вождения автомобиля, поэтому совершенствованию этих приемов передовые водители уделяют большое внимание.
Чтобы автомобиль работал без перегрузки и на наиболее экономичном режиме, необходимо хорошо изучить маршрут, на котором приходится работать. Хорошее знание маршрута позволяет выбрать наивыгоднейшую скорость, лучше использовать разгон и па кат автомобиля и избежать резкого торможения.