Основным звеном автомобильного транспорта в условиях социалистической системы является автотранспортное предприятие (АТП), которое осуществляет перевозку грузов или пассажиров в городах и населенных пунктах и между ними, обеспечивает выполнение плана по всем показателям, хранение, техническое обслуживание, ремонт подвижного состава, снабжение эксплуатационными материалами.
На автотранспортном предприятии решаются вопросы, связанные с наиболее рациональной организацией транспортного процесса и систематическим ростом производительности труда, повышения рентабельности перевозок путем снижения себестоимости, безопасности эксплуатации автомобилей и прицепов, а также ведется бухгалтерией оперативный статистический учет.
В зависимости от характера деятельности и назначения автотранспортные предприятия делятся на две группы:
Общего пользования, находящиеся в системе республиканских министерств авто мобильно го транспорта и обслуживающие все организации независимо от их ведомственной принадлежности, а также выполняющие транспортную работу по обслуживанию населения пассажирскими перевозками всех видов с оплатой за проезд по установленным тарифам.
В зависимости от характера транспортной работы ДТП могут быть грузовые и пассажирские;
Ведомственные, находящиеся в системе определенного ведомства и обслуживающие предприятия, учреждения и организации, принадлежащие только этому ведомству.
В настоящее время широкое распространение получили автообъединения, состоящие из головного автопредприятия и нескольких авто пред приятии, подчиненных головному. Небольшие ДТП реорганизуются в автоколонны. В этом случае вопросы планирования и руководства перевозками осуществляются головным предприятием. В головных ДТП организовываются централизованные диспетчерские службы, мастерские по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава.
В местностях, где нет транспортных объединений, деятельностью автопредприятий руководят автомобильные управления.
В зависимости от типа автомобилей ДТП подразделяются на:
Грузовые, имеющие в своем составе только грузовые автомобили, автомобили-тягачи и прицепы;
Пассажирские, подвижной состав которых состоит из автобусов, перевозящих пассажиров по заранее установленным городским или междугородным маршрутам за оплату по установленным тарифам, легковых таксомоторов и автомобилей служебного пользования;
Грузопассажирские, обслуживающие население как пассажирскими, так и грузовыми перевозками; в составе таких предприятий имеются легковые и грузовые автомобили;
Специальные, имеющие в своем составе автомобили, предназначенные только для одного вида перевозок (скорая медицинская помощь, коммунального обслуживания и т. п.).
В ДТП общего пользования имеются следующие основные отделы и службы:
Служба эксплуатации — осуществляет оперативное планирование и руководство перевозками, заключает договоры с клиентурой, контролирует работу автомобилей на линии, организует погрузочно-разгрузочные работы, учитывает на основании путевых листов и других документов транспортную работу, выполненную подвижным составом;
Техническая служба — обеспечивает готовность автомобилей и прицепов к работе и поддерживает их постоянную техническую исправность путем своевременного и качественного выполнения всех работ по техническому обслуживанию и ремонту, а также хорошего хранения подвижного состава;
Служба безопасности дорожного движения — организует работу по разъяснению правил движения, контролирует соблюдение их водителями на линии в предприятии, а также ведет агитационно-пропагандистскую работу в этом направлении, статистику и анализ причин аварийности;
Плановый отдел — ведет общий учет работы, составляет транспортный финансовый план, являющийся планом всей производственной и финансовой деятельности на год;
Отдел технического снабжения — обеспечивает ДТП эксплуатационными материалами, запасными частями, инструментами и т. п.; обеспечивает учет их расходования, выдачу и хранение; бухгалтерия — учитывает финансовые средства и материальные ценности, составляет соответствующие отчеты и осуществит финансовые расчеты за выполненную работу с клиентурой, служащими и рабочими;
Административно- хозяйственная служба — едет учет личного состава, делопроизводство, обеспечивает сохранность и поддержание в хорошем состоянии производственных и служебных помещений. Руководителем автотранспортного предприятия является директор (начальник). Техническое руководство возложено на главного инженера (технического руководителя), который является заместителем директора по технической службе. Заместителем директора по эксплуатации и руководителем этой службы является начальник эксплуатации.
Подвижной состав крупного ДТП делится на колонны, возглавляемые начальниками колонн, руководство которыми осуществляет начальник гаража,
В каждом автотранспортном предприятии для обеспечения надлежащей эксплуатации подвижного состава есть гараж-стоянка, помещение для выполнения текущего ремонта и технического обслуживания автомобилей и прицепов, посты приема и выпуска автомобили на линию, складские помещения для хранения запасных частей и эксплуатационных материалов. Для обеспечения бытовых потребностей рабочих и служащих и создания хороших условий труда имеются душевые, гардеробные для хранения одежды, комнаты для приема «щи и отдыха.
В нашей стране план каждого предприятия, в том числе и автотранспортного, является частью единого народно-хозяйственного плана, основным требованием, предъявляемым к планированию, является обеспечение наибольшей эффективности деятельности предприятия, при составлении плана в ДТП исходят из анализа достигнутого уровня производства и внутренних резервов, а также учета передовых достижений науки и техники. Выполнение утвержденных планов является эконом для авто предприятия, его звеньев и каждого работника.
Деятельность отдельных цехов, участков и звеньев АТП ведется, как правило, на основе внутреннего хозяйственного расчета.
Основные принципы хозяйственного расчета заключаются в достижении наилучших результатов в выполнении производственного плана при наименьших затратах материальных и денежных средств. Основное внимание должно быть обращено на рациональное использование подвижного состава, оборудования по техническому обслуживанию и ремонту, на внедрение новых достижений науки, техники и передового опыта, на уменьшение расходов по техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатационным материалам.
Перевод АТП на новую систему планирования и экономического стимулирования открывает большие возможности для коренного улучшения их производственно-хозяйственной деятельности. Расширение прав предприятия в области планирования, строительства, совершенствования техники и технологии производства, а также в области финансов и заработной платы создает благоприятные условия для полной мобилизации всех резервов на более интенсивную деятельность предприятия и увеличение прибыли.
Выполнение плана перевозок и получение прибыли автотранспортным предприятием в основном зависит от работы каждого водителя. Содержание автомобилей в образцовом состоянии, полное использование пробега и грузоподъемности, экономия топлива, смазочных и других эксплуатационных материалов, уменьшение простоев под погрузкой и выгрузкой являются основными факторами, повышающими рентабельность работы АТП. В новых условиях руководители автотранспортных предприятий направляют отчисление от прибыли в фонд предприятия на материальное стимулирование, социально-культурные мероприятия, жилищное строительство и другие нужды трудящихся.