Автомобиль может двигаться по дороге с равномерной и неравномерной (с разгоном или торможением) скоростью. При равномерной скорости автомобиль за каждую единицу времени проходит одинаковое расстояние.
Мощность двигателя затрачивается на приведение во вращение ведущих колес автомобиля и преодоление сил трения в механизмах трансмиссии. Если величина усилия, с которым вращаются ведущие колеса, создавая тяговую силу, будет больше суммарной силы сопротивления движению, то автомобиль будет двигаться с ускорением, т. е, с разгоном.
Ускорением называется прирост скорости за единицу времени. Если тяговое усилие равно силам сопротивления движению, то автомобиль будет двигаться без ускорения с равномерной скоростью Чем выше максимальная мощность двигателя и меньше величина суммарных сил сопротивления, тем большим будет ускорение и автомобиль быстрее достигает заданной скорости.
Кроме того, на ускорение влияют масса автомобиля, передаточное число коробки передач, главной передачи, количество передач и обтекаемость автомобиля.
Управляя автомобилем, нужно избегать резкого трогания или ускорения, так как это вызовет перемещение пассажиров назад и возможно их травмирование; может также переместиться или выпасть груз, особенно если он не укреплен или имеет большую высоту. При резком трогании или ускорении ведущие колеса пробуксовывают, отчего может возникнуть боковой занос, увеличиться износ шин и деталей подвески.
Во время движения накапливается определенный запас кинетической энергии и автомобиль приобретает инерцию. Благодаря инерции автомобиль может двигаться некоторое время с отключенным двигателем — накатом. Движение накатом используется для экономии топлива.
Чем лучше и надежнее тормоза, тем быстрее можно остановить движущийся автомобиль и тем с большей скоростью можно двигаться, а следовательно, и больше будет средняя скорость движения автомобиля.
Накопленная во время движения автомобиля кинетическая энергия поглощается при торможении. Торможению помогают силы сопротивления воздуха, сопротивления качению и сопротивления подъему. На уклоне силы сопротивления подъему отсутствуют, а к инерции автомобиля добавляется составляющая сила тяжести, которая затрудняет торможение.
При торможении между колесами и дорогой возникает тормозная сила, противоположная направлению силы тяги. Торможение зависит от соотношения между тормозной силой и силой сцепления. Если сила сцепления колес с дорогой будет больше тормозной силы, то автомобиль затормаживается. Если тормозная сила будет больше силы сцепления, то при заторможенных колесах произойдет их скольжение относительно дороги. В первом случае при торможении колеса катятся, постепенно замедляя вращение, а кинетическая энергия автомобиля превращается в тепловую энергию, нагревающую тормозные колодки и барабан. Во втором случае колеса перестают вращаться и будут скользить по дороге, поэтому большая часть кинетической энергии будет превращаться в тепло трения шин о дорогу. Торможение с остановившимися колесами ухудшает управляемость автомобиля, тормозной путь увеличивается, особенно на скользкой дороге и повышается износ шин.
Наибольшую тормозную силу можно использовать тогда, когда тормозные моменты на колесах будут пропорциональны нагрузкам, приходящимся на них. Если такая пропорциональность не будет соблюдена, то тормозная сила на одном из колес не может быть полностью использована.
Очевидно, при различной массе, приходящейся на оси, нужно, чтобы тормозная сила на колеса была неодинакова. На существующих конструкциях автомобилей тормозная сила на колесах передней и задней осей имеет постоянное соотношение за счет разных диаметров тормозных рабочих цилиндров гидравлического привода или изменения длины штока тормозных камер при пневматическом приводе.