Централизованные перевозки — это прогрессивный метод организации транспортного процесса по перевозке груза; они получили широкое распространение на автомобильном транспорте и обеспечивают значительное повышение эффективности его использования.
При централизованных перевозках грузов автотранспортное предприятие обеспечивает получение и экспедирование груза. Погрузку, как правило, осуществляет грузоотправитель, а разгрузку — грузополучатель. Водителю выдают сопроводительную ведомость и наряд-накладную на перевозимый груз.
Преимущество централизованных перевозок состоит в том, что намного улучшается обслуживание клиентуры, упрощается оформление товарно-транспортной документации, уменьшается количество грузчиков и экспедиторов, обеспечивающих транспортный процесс, сокращается потребность в подвижном составе и создаются возможности для механизации погрузки и выгрузки грузов. Все это позволяет обеспечить более ритмичное поступление груза, повысить производительность использования автомобиля в 2—3 раза и добиться значительного снижения себестоимости перевозок.
Централизованные перевозки получают все большее распространение как при перевозке грузов внутри города, так и между населенными пунктами и применяются для перевозки массовых грузов независимо от их вида, способа упаковки, погрузки и выгрузки. Высокая рентабельность централизованных перевозок достигнута при перевозках большинства строительных материалов (песка, кирпича, цемента, кирпичных блоков, панелей и др.), нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива, смазочных материалов) и продуктов питания (хлеба, молока, мясных, изделий, полуфабрикатов), металла и др.
Наибольший экономический эффект и высокая организованность централизованных перевозок достигается при наличии крупных, специализированных, хорошо оснащенных автотранспортных предприятий, находящихся на полном хозяйственном расчете или слитых в транспортные объединения. Применение централизованных перевозок автопоездами и внедрение контейнерных перевозок значительно улучшает перевозку грузов в городах и на междугородных перевозках..
Повсеместное строительство крупных промышленных, объектов и массовое строительство жилых домов в городах и населенных пунктах нашей страны потребовало значительного расширения перевозок строительных грузов.
В настоящее время четко определились наиболее массовые строительные грузы, особенно в связи с широким развитием индустриального метода строительства по типовым проектам. Наряду с такими грузами, как кирпич, песок и цемент, автомобильным транспортом в больших количествах перевозятся кирпичные блоки, железобетонные блоки, железобетонные панели для перекрытий, стеновые панели, блок-комнаты, фермы, строительные детали и строительные растворы, изготавливаемые на домостроительных, комбинатах и растворных узлах, обслуживающих по нескольку строительных площадок. Появление массовых потоков таких грузов потребовало повышения рентабельности их перевозок и механизации погрузочно-разгрузочных операций, а также специализации подвижного состава, хотя часть строительных грузов все еще перевозят на автомобилях с бортовыми грузовыми платформами или на автомобилях-самосвалах.
Для перевозки цемента выпускаются цементовозы. Их применение позволяет значительно сократить потери цемента при погрузке, выгрузке и транспортировании, а также механизировать погрузочно-разгрузочные операции.
Строительные растворы перевозят растворовозами или автомобилями-самосвалами с корытообразным кузовом. Для подогрева перевозимых, зимой асфальтовой массы или бетона в пространство между двойным днищем кузова подаются выхлопные газы.
На автомобилях, с универсальной грузовой платформой кирпич можно перевозить на поддонах или навалом. Последнее значительно хуже, так как не исключается бой кирпича и увеличивается время на погрузку и разгрузку. На поддоны кирпич укладывают в пакеты по 180—200 шт. (в «елочку»), а при погрузке (или разгрузке) поддон с пакетом кирпича грузят в кузов или снимают с него подъемным механизмом. Бой кирпича при этом полностью исключен.
Кирпичные блоки укладывают в кузов автомобиля на деревянные прокладки, чтобы между блоками и полом кузова оставался зазор, куда вводят захватное устройство подъемного механизма. Для предохранения от повреждения блоков при движении между ними укладывают деревянные бруски, а блоки закрепляют к полу кузова специальными прижимами. Для перевозки железобетонных конструкций, ферм или стеновых, панелей используются прицепы и полуприцепы. При погрузке и выгрузке этих деталей используют краны и захватные приспособления, которые закрепляют за предусмотренные для этого погрузочные петли. При перевозке эти детали закрепляют захватами или кассетами.
На выступающих частях крупногабаритных грузов для обеспечения безопасности перевозок впереди в дневное время должны быть установлены сигнальные щитки, а в ночное время — фонари желтого и белого цвета; сзади устанавливают фонари красного цвета. При перевозке таких грузов водитель должен учитывать увеличение габаритных размеров груза и радиуса поворота автомобиля.
Большой удельный вес в транспортной работе автомобильного парка нашей стороны занимают перевозки сельскохозяйственных грузов. Сельскохозяйственные грузы должны быть перевезены в кратчайшие сроки и без потерь, для чего водитель должен подготовить автомобиль с учетом вида груза, для перевозки которого предназначен автомобиль. Во время завозки удобрений, сева и особенно при уборке урожая к таким перевозкам привлекают автомобили, постоянно работающие в других, отраслях народного хозяйства. При перевозке зерна навалом кузов необходимо уплотнить, а если автомобиль будет занят на перевозке овощей или свеклы, то для полного использования его грузоподъемности необходимо нарастить борта и использовать один или даже несколько бортовых прицепов. Передовые водители на перевозках сельскохозяйственных грузов успешно водят автопоезда с несколькими прицепами. Скот лучше всего перевозить в скотовозах, сено — в скирдовозах, а для перевозки комбикорма использовать автомобиль-комби кормовоз. Молоко перевозят в специальных цистернах.
Для автомобилей, временно привлекаемых на перевозку сельскохозяйственных грузов, оборудуют пост технического обслуживания, заправки топливом и место стоянки. В соответствии с намеченным планом перевозок привлеченные автомобили закрепляют на время работы за отдельными колхозами или совхозами.
При организации перевозок необходимо хорошо продумать маршруты движения и пересечения транспортных потоков.
Учитывая необходимость выполнения перевозок сельскохозяйственных грузов в кратчайший срок, нужно максимально механизировать погрузочно-разгрузочные работы. Для этого нужно использовать свеклопогрузчики, автомобили опрокидыватели, механические лопаты, зернопогрузчики, транспортеры, элеваторы и т. п. Для большей механизации погрузки и выгрузки свеклы, картофеля и других овощей широко применяют контейнеры, которые грузят на автомобиль и снимают с него при помощи подъемных механизмов.