Чаще всего занос получается при резком торможении на мокрой или обледенелой дороге; особенно быстро наступает занос на большой скорости, поэтому на скользкой или обледенелой дороге и на поворотах нужно уменьшать скорость, не применяя торможение.
Кроме заноса, при определенных условиях может возникнуть опрокидывание автомобиля.
Во время движения автомобиль имеет инерцию, а в момент начала поворота, помимо центробежной силы, возникает дополнительная поперечная сила (составляющая сила инерции), направленная в том же направлении, что и центробежная сила. При очень большой скорости движения и резком повороте (поперечная составляющая сила инерции и центробежная) суммарная сила может привести лаже к опрокидыванию автомобиля.
Поперечная сила С стремится нарушить устойчивость автомобиля, а сила G стремится удержать его в устойчивом положении (рис. 203). Колеса образуют крайние опоры автомобиля, а центр тяжести (Ц. Т) расположен на равном удалении от правого и левого колес и на определенной высоте ha от поверхности дороги. Чем выше центр тяжести и уже колея автомобиля, тем больше он подвержен опасности опрокидывания.
В большинстве случаев опрокидывание автомобиля возникает: при высокой скорости движения на крутых поворотах; на неблагоустроенных дорогах, где поперечный уклон направлен в сторону, противоположную повороту; вследствие резкого прекращения бокового заноса при толчке заднего колеса о камень или другое препятствие; при резком повороте рулевого колеса на большой скорости, при неравномерном расположении груза в кузове автомобиля или его перемещении на повороте. Чтобы избежать опрокидывания, нужно на опасных участках дороги снизить скорость, плавно повернуть рулевое колесо, плавно тормозить, равномерно разместить и хорошо закрепить груз в кузове автомобиля.
Проходимостью автомобиля называется его способность двигаться по плохим дорогам и в условиях бездорожья, а также преодолевать различные препятствия, встречающиеся на пути. Проходимость определяется способностью преодолевать сопротивление качению (используя тяговые силы на колесах), габаритными размерами транспортного
Наименьшие расстояния между низшими точками автомобиля и опорной поверхностью.
Таблица 15
Автомобили с колесной |
Коэффициент |
Автомобили с колесной |
Коэффициент |
Формулой1 |
Сцепной массы |
Формулой1 |
Сцепной массы |
Легковые автомобили |
0,5 |
Грузовые автомобили |
1,0 |
4X2 |
|
4x4 |
|
Грузовые автомобили |
0,6—0,7 |
Грузовые автомобили |
1,0 |
4x2 |
|
6x6 |
|
Грузовые автомобили |
0,7—0,8 |
Автомобиль-тягач 4x2 |
0,3-0,4 |
6X4 |
|
С прицепом |
|
В колесной формуле первое число обозначает общее количество колес, второе —число ведущих колес.
Основным фактором, характеризующим проходимость, является соотношение между наибольшей тяговой силой и силой сопротивления движению. В большинстве случаев проходимость автомобиля ограничивается недостаточной силой сцепления колес с дорогой и в связи с этим невозможностью использовать максимальную тяговую силу. Для оценки проходимости автомобиля по грунту пользуются коэффициентом сцепной массы, определяемым делением массы, приходящейся на ведущие колеса, на общую массу автомобиля.
Коэффициент сцепной массы для различных автомобилей приведен в табл. 15, из которой видно, что наибольшую проходимость имеют автомобили, у которых все колеса являются ведущими.
В случае применения прицепов, увеличивающих общую массу автопоезда, но не изменяющих сцепную массу, проходимость резко снижается.
На величину сцепления ведущих колес с дорогой значительное влияние оказывает удельное давление шин на дорогу и рисунок протектора. Удельное давление определяется делением массы, приходящейся на колесо, на площадь отпечатка шин. На рыхлых грунтах проходимость автомобиля будет лучше, если удельное давление будет меньше. На твердых и скользких дорогах проходимость улучшается при большем удельном давлении.
Шины с крупным рисунком протектора на мягких грунтах будут иметь отпечаток большей площади и меньшее удельное давление; на твердых грунтах отпечаток этой шины будет меньшей площади и удельное давление увеличивается.
При движении по мягкому или заболоченному грунту применяют арочные шины, дающие большой отпечаток и меньшее удельное давление, а также применяют автомобили, где давление воздуха в шинах может регулироваться.
На проходимость автомобиля влияет также разная ширина колеи передних и задних колес. При совпадении колеи передних и задних колес задние колеса катятся по уже прорезанной колее, поэтому сопротивление их качению уменьшается, 'а проходимость автомобиля
Продольный радиус проходимости q повышается, за исключением болотистой местности где задние колеса могут провалиться.
Проходимость автомобиля по габаритным размерам определяется по продольному радиусу проходимости, поперечному радиусу проходимости, наименьшему расстоянию между низшими точками автомобиля и дорогой, переднему и заднему углам проходимости (углы въезда и съезда), радиусу горизонтальной проходимости, габаритным размерам автомобиля, высоте центра тяжести автомобиля,
Поперечной проходимости показаны на рис. 204. По этим величинам определяют размеры выступов, выпуклостей и других выступающих препятствий, которые может преодолевать автомобиль без задевания.
По наименьшему расстоянию между низшими точками автомобиля и поверхностью дороги определяют проходимость автомобиля над неровностями, не задевая их. Эти данные технической характеристики указываются для груженого автомобиля.
Передние и задние углы проходимости определяют максимальные углы въезда и съезда при преодолении различных препятствий.
Радиус горизонтальной проходимости измеряется при максимальном повороте управляемых колес и определяет ширину дороги на поворотах и извилинах, по которой может пройти автомобиль.
Минимальное пространство, ограниченное по ширине и высоте и необходимое для проезда автомобиля, определяется габаритными размерами, которые даны в технических характеристиках автомобиля Высота центра тяжести влияет на устойчивость автомобиля, на перераспределение реакции по колесам во время торможения при разгоне или при наклоне автомобиля.
Способность автомобиля преодолевать препятствия, встречающиеся на его пути в виде канав, бугров, является важным фактором, характеризующим его проходимость.
Ведущие колеса автомобиля лучше преодолевают препятствия, чем ведомые. Ведомые колеса упираются в препятствие, и чтобы проехать через него, нужно преодолеть вертикальную нагрузку горизонтальной толкающей силой. Ведущие колеса благодаря силе сцепления и наличию протекторного рисунка въезжают на выступающее над дорогой препятствие и перекатываются через него.
Автомобиль со всеми ведущими колесами легче преодолевает препятствие. В таком автомобиле, кроме того, все колеса легче будут перекатываться через препятствия; ведущим колесам одной оси помогают колеса другой оси.