Чаще всего занос получается при резком торможении

Чаще всего занос получается при резком торможении на мокрой или обледенелой дороге; особенно быстро наступает занос на большой скорости, поэтому на скользкой или обледенелой дороге и на поворотах нужно уменьшать скорость, не применяя тор­можение.

Кроме заноса, при опреде­ленных условиях может возникнуть опрокидывание автомобиля.

Во время движения автомобиль имеет инерцию, а в момент на­чала поворота, помимо центробежной силы, возникает дополнитель­ная поперечная сила (составляющая сила инерции), направленная в том же направлении, что и центробежная сила. При очень боль­шой скорости движения и резком повороте (поперечная составля­ющая сила инерции и центробежная) суммарная сила может при­вести лаже к опрокидыванию автомобиля.

Поперечная сила С стремится нарушить устойчивость автомо­биля, а сила G стремится удержать его в устойчивом положении (рис. 203). Колеса образуют крайние опоры автомобиля, а центр тя­жести (Ц. Т) расположен на равном удалении от правого и левого колес и на определенной высоте ha от поверхности дороги. Чем вы­ше центр тяжести и уже колея автомобиля, тем больше он подвер­жен опасности опрокидывания.

В большинстве случаев опрокидывание автомобиля возникает: при высокой скорости движения на крутых поворотах; на неблаго­устроенных дорогах, где поперечный уклон направлен в сторону, противоположную повороту; вследствие резкого прекращения бо­кового заноса при толчке заднего колеса о камень или другое пре­пятствие; при резком повороте рулевого колеса на большой ско­рости, при неравномерном расположении груза в кузове автомоби­ля или его перемещении на повороте. Чтобы избежать опрокиды­вания, нужно на опасных участках дороги снизить скорость, плав­но повернуть рулевое колесо, плавно тормозить, равномерно раз­местить и хорошо закрепить груз в кузове автомобиля.

Проходимостью автомобиля называется его способность двигать­ся по плохим дорогам и в условиях бездорожья, а также преодолевать различные препятствия, встречающиеся на пути. Проходимость опре­деляется способностью преодолевать сопротивление качению (исполь­зуя тяговые силы на колесах), габаритными размерами транспортного

 

Наименьшие расстояния между низшими точками автомобиля и опорной поверхностью.

 

Таблица  15

Автомобили с колесной

Коэффициент

Автомобили с колесной

Коэффициент

Формулой1

Сцепной массы

Формулой1

Сцепной массы

Легковые автомобили

0,5

Грузовые автомобили

1,0

4X2

 

4x4

 

Грузовые автомобили

0,6—0,7

Грузовые автомобили

1,0

4x2

 

6x6

 

Грузовые автомобили

0,7—0,8

Автомобиль-тягач 4x2

0,3-0,4

6X4

 

С прицепом

 

В колесной формуле первое число обозначает общее количество колес, второе —число ведущих колес.

Основным фактором, характеризующим проходимость, является соотношение между наибольшей тяговой силой и силой сопротивле­ния движению. В большинстве случаев проходимость автомобиля ог­раничивается недостаточной силой сцепления колес с дорогой и в свя­зи с этим невозможностью использовать максимальную тяговую си­лу. Для оценки проходимости автомобиля по грунту пользуются ко­эффициентом сцепной массы, определяемым делением массы, приходя­щейся на ведущие колеса, на общую массу автомобиля.

Коэффициент сцепной массы для различных автомобилей приве­ден в табл. 15, из которой видно, что наибольшую проходимость имеют автомобили, у которых все колеса являются ведущими.

В случае применения прицепов, увеличивающих общую массу ав­топоезда, но не изменяющих сцепную массу, проходимость резко сни­жается.

На величину сцепления ведущих колес с дорогой значительное влияние оказывает удельное давление шин на дорогу и рисунок про­тектора. Удельное давление определяется делением массы, прихо­дящейся на колесо, на площадь отпечатка шин. На рыхлых грунтах проходимость автомобиля будет лучше, если удельное давление будет меньше. На твердых и скользких дорогах проходимость улучшается при большем удельном давлении.

Шины с крупным рисунком протектора на мягких грунтах будут иметь отпечаток большей площади и меньшее удельное давление; на твердых грунтах отпечаток этой шины будет меньшей площади и удель­ное давление увеличивается.

При движении по мягкому или заболоченному грунту применяют арочные шины, дающие большой отпечаток и меньшее удельное дав­ление, а также применяют автомобили, где давление воздуха в шинах может регулироваться.

На проходимость автомобиля влияет также разная ширина колеи передних и задних колес. При совпадении колеи передних и задних колес задние колеса катятся по уже прорезанной колее, поэтому со­противление их качению уменьшается, 'а проходимость автомобиля

Продольный радиус проходимости  q повышается, за исключением болотистой местности  где задние колеса могут  провалиться.

Проходимость автомобиля по габаритным размерам определяется по продольному радиусу проходимости, поперечному радиусу про­ходимости, наименьшему расстоянию между низшими точками авто­мобиля и дорогой, переднему и заднему углам проходимости (углы въезда и съезда), радиусу горизонтальной проходимости, габаритным размерам автомобиля, высоте центра тяжести автомобиля,

Поперечной проходимости показаны на рис. 204. По этим величинам определяют размеры выступов, выпуклос­тей и других выступающих препятствий, которые может преодолевать автомобиль без задевания.

По наименьшему расстоянию между низшими точками автомобиля и поверхностью дороги определяют проходимость автомобиля над не­ровностями, не задевая их. Эти данные технической характеристики указываются для груженого автомобиля.

Передние и задние углы проходимости определяют максимальные  углы  въезда и съезда при преодолении различных препятствий.

Радиус горизонтальной проходимости измеряется при максималь­ном повороте управляемых колес и определяет ширину дороги на по­воротах и извилинах, по которой может пройти автомобиль.

Минимальное пространство, ограниченное по ширине и высоте и необходимое для проезда автомобиля, определяется габаритными раз­мерами, которые даны в технических характеристиках автомобиля Высота центра тяжести влияет на устойчивость автомобиля, на перераспределение реакции по колесам во время торможения при раз­гоне или при наклоне автомобиля.

Способность автомобиля преодолевать препятствия, встречающие­ся на его пути в виде канав, бугров, является важным фактором, ха­рактеризующим его проходимость.

Ведущие колеса автомобиля лучше преодолевают препятствия, чем ведомые. Ведомые колеса упираются в препятствие, и чтобы проехать через него, нужно преодолеть вертикальную нагрузку горизонтальной толкающей силой. Ведущие колеса благодаря силе сцепления и наличию протекторного рисунка въезжают на выступающее над дорогой препятствие и перекатываются через него.

Автомобиль со всеми ведущими колесами легче преодолевает пре­пятствие. В таком автомобиле, кроме того, все колеса легче будут пе­рекатываться через препятствия; ведущим колесам одной оси помога­ют колеса другой оси.

 


create a website http://www.SaitVizitka123.ru