Скорость движения у опытного и дисциплинированного водителя—это средство для повышения производительности труда. У опытного водителя или при неоправданном увеличении скорости движения создается большая угроза безопасности.
Положение рук на рулевом колесе может быть причиной дорожно-транспортных происшествий и несчастных случаев.
В каждом отдельном случае скорость движения должна сочетаться с окружающей обстановкой, опытностью водителя, особенностями конструкции автомобиля, интенсивностью движения и дорожными условиями.
Чем больше скорость движения тем труднее становится работа водителя, так как у него остается меньше времени для принятия решений и выполнения необходимых действий. Если при скорости движения 30 км/ч автомобиль проходит 8,3 м за 1 с, то при скорости 60 км/ч — i6,6 м. Учитывая, что только время реакции водителя будет около 0,8 с, а на выполнение необходимых действий требуется также некоторое время, то становится ясным, как осмотрительно нужно выбирать скорость движения.
При ухудшении условий (плохая видимость, появление на проезжей части пешеходов, увлажненная, грязная дорога, приближение к перекрестку или повороту) нужно снижать скорость движения. Водитель для определения скорости движения должен чаще обращаться к спидометру. В определенных условиях (хорошая загородная дорога) водитель привыкает к большой скорости и не всегда правильно оценивает необходимость ее снижения. Управляя автомобилем, нельзя отвлекаться от наблюдения за окружающей обстановкой, а также концентрировать внимание на каком-либо предмете.
Если нужно устранить неисправность, переложить или закрепить какой-нибудь предмет, автомобиль нужно остановить. При выборе скорости движения на отдельных участках необходимо учитывать профиль дороги, ее ширину и состояние, интенсивность движения транспортных средств и их габаритные размеры. Особое внимание следует уделять пешеходам и детям, а если неясно их поведение, нужно снизить скорость движения или даже остановиться.
На крутых поворотах, особенно когда дорога за поворотом не просматривается, нужно снизить скорость движения, а на загородных дорогах — подать звуковой сигнал. Движение по полосе встречного движения на повороте опасно, так как возможно столкновение со встречным автомобилем.
Рис. 208, Просматриваемый участок |
На крутых подъемах нельзя двигаться на высшей передаче до значительного снижения скорости, а своевременно перейти на низшую передачу. Чрезмерное снижение скорости потребует включения более низкой передачи и в конечном результате приведет к потере времени и увеличению расхода топлива. У вершины подъема нужно держаться правой стороны, так как просматриваемый участок дороги будет небольшим и навстречу может неожиданно появиться транспортное средство (рис. 208).