В комплексе водитель — автомобиль — среда движения главным с точки зрения безопасности движения является водитель.
Кроме управления автомобилем, основными элементами деятельности водителя, с психологической точки зрения, являются: оценка обстановки движения, оценка технических данных автомобиля, которым он управляет; принятие правильного решения для выполнения задания по перевозке грузов или пассажиров.
Психическое состояние водителя во многом зависит от взаимоотношения в коллективе предприятия и взаимоотношения водителя с другими участниками движения. Все поведение водителя при управлении автомобилем является последовательным решением ряда задач, связанных с выполнением транспортной работы и обеспечением безопасности движения.
В процессе движения автомобиля при непрерывно меняющейся обстановке от водителя требуется постоянное внимание. Ни одно обстоятельство, встречающееся на пути, не должно остаться неучтенным водителем, все органы чувств должны быть направлены на получение информации, опенки ее, принятия решения и выполнения необходимых действий.
Качество этих действий, помимо сознательности, самообладания, устойчивости против отрицательных эмоций и других психологических и моральных особенностей водителя, зависит от его органов чувств, состояния нервной системы и точности координации мышечной деятельности.
Человек воспринимает внешнюю обстановку органами зрения, слуха и осязания.
Зрение характеризуется остротой, точностью глазомера, оценкой расстояния и скорости, размерами поля зрения и скоростью перемещения взора. Слух должен отличаться остротой и способностью определять местонахождение источника звука. Осязание и мышечное чувство характеризуются точностью дозирования усилия, чувством центробежной силы, замедления и ускорения. Большинство из перечисленных факторов может улучшаться при достаточной тренировке и ухудшаться при усталости или болезни водителя.
Просматривая дорогу, водитель получает основную информацию об обстановке и на основании этого принимает решение, как ему поступить. Хорошее зрение играет большую роль в безопасности движения и в работе водителя.
Рис. 205. Поле зрения обоих глаз:
1— граница совмещенного нормального поля зрения обоих глаз; 2— «слепое пятно» — места выхода глазного нерва
Глаз человека охватывает определенную зону пространства, называемую полем зрения. Границы поля зрения показаны на рис. 205. Центральная часть поля зрения просматривается обоими глазами, а боковые части его — только одним левым или правым глазом. Ширина поля зрения в горизонтальном направлении доходит до 110°. Острота зрения у центра поля наибольшая, ухудшаясь к его краям.
Острота зрения зависит от освещенности предметов. Обычно несколько предметов прикрывают друг друга (например, пешеход на фоне деревьев, автомобиль на фоне здания), поэтому часто возникает эффект маскировки. Особенно сильно этот эффект проявляется при плохой освещенности.
Глаза человека приспосабливаются к свету или темноте. При уменьшении освещенности зрачки расширяются, а при увеличении сужаются. Такая приспособляемость глаза называется адаптацией. Для адаптации глаз необходимо некоторое время. При переходе от яркого освещения к темноте человек первое время почти не видит, затем постепенно его глаза начинают различать светлые предметы, а потом более темные.
Во время движения в темноте или плохом освещении дороги зрачки глаз расширяются, и если в этот момент появится яркий свет, например, свет фар встречного автомобиля, то вследствие временного поражения светочувствительных элементов глаз наступает ослепление и водитель не видит дорогу некоторое время (до 10 с). За это время автомобиль проходит большое расстояние. Так, при скорости движения 30 км/ч это расстояние будет около 83 м, при скорости 60 км/ч — 167 м. При движении на автомобиле в таких условиях может произойти дорожно-транспортное происшествие.