Деятельности водителя, с психологической точки зрения

В комплексе водитель — автомобиль — среда движения главным с точки зрения безопасности движения является водитель.

Кроме управления автомобилем, основными элементами деятель­ности водителя, с психологической точки зрения, являются: оценка обстановки движения, оценка технических данных автомобиля, ко­торым он управляет; принятие правильного решения для выполнения задания по перевозке грузов или пассажиров.

Психическое состояние водителя во многом зависит от взаимоот­ношения в коллективе предприятия и взаимоотношения водителя с другими участниками движения. Все поведение водителя при управ­лении автомобилем является последовательным решением ряда задач, связанных с выполнением транспортной работы и обеспечением безо­пасности движения.

В процессе движения автомобиля при непрерывно меняющейся обстановке от водителя требуется постоянное внимание. Ни одно об­стоятельство, встречающееся на пути, не должно остаться неучтенным водителем, все органы чувств должны быть направлены на получение информации, опенки ее, принятия решения и выполнения необходи­мых действий.

Качество этих действий, помимо сознательности, самообладания, устойчивости против отрицательных эмоций и других психологичес­ких и моральных особенностей водителя, зависит от его органов чувств, состояния нервной системы и точности координации мышечной дея­тельности.

Человек воспринимает внешнюю обстановку органами зрения, слуха и осязания.

Зрение характеризуется остротой, точ­ностью глазомера, оценкой расстояния и скорости, размерами поля зрения и скоростью перемещения взора. Слух должен отличаться ост­ротой и способностью определять местонахождение источника звука. Осязание и мышечное чувство характеризуются точностью дозирова­ния усилия, чувством центробежной силы, замедления и ускорения. Большинство из перечисленных факторов может улучшаться при дос­таточной тренировке и ухудшаться при усталости или болезни води­теля.

Просматривая дорогу, водитель получает основную информацию об обстановке и на основании этого принимает решение, как ему пос­тупить. Хорошее зрение играет большую роль в безопасности движе­ния и в работе водителя.

рис. 205. поле зрения обоих глаз

Рис. 205. Поле зрения обоих глаз:

1— граница совмещенного нормального поля зрения обоих глаз; 2— «слепое пятно» — ме­ста выхода глазного нерва

Глаз человека охватывает определенную зону пространства, на­зываемую полем зрения. Границы поля зрения показаны на рис. 205. Центральная часть поля зрения просматривается обоими глазами, а боковые части его — только одним левым или правым глазом. Шири­на поля зрения в горизонтальном направлении доходит до 110°. Остро­та зрения у центра поля наибольшая, ухудшаясь к его краям.

Острота зрения зависит от освещенности предметов. Обычно нес­колько предметов прикрывают друг друга (например, пешеход на фо­не деревьев, автомобиль на фоне здания), поэтому часто возникает эф­фект маскировки. Особенно сильно этот эффект проявляется при пло­хой освещенности.

Глаза человека приспосабливаются к свету или темноте. При умень­шении освещенности зрачки расширяются, а при увеличении сужают­ся. Такая приспособляемость глаза называется адаптацией. Для адаптации глаз необходимо некоторое время. При переходе от яркого ос­вещения к темноте человек первое время почти не видит, затем посте­пенно его глаза начинают различать светлые предметы, а потом более темные.

Во время движения в темноте или плохом освещении дороги зрач­ки глаз расширяются, и если в этот момент появится яркий свет, на­пример, свет фар встречного автомобиля, то вследствие временного поражения светочувствительных элементов глаз наступает ослепле­ние и водитель не видит дорогу некоторое время (до 10 с). За это вре­мя автомобиль проходит большое расстояние. Так, при скорости дви­жения 30 км/ч это расстояние будет около 83 м, при скорости 60 км/ч — 167 м. При движении на автомобиле в таких условиях может произой­ти дорожно-транспортное происшествие.


create a website http://www.SaitVizitka123.ru