Управляя автомобилем, водитель должен учитывать возможность изменения нагрузки на ось. На грузовых автомобилях с грузом, имеющим большой габаритный размер, центр тяжести располагается выше, чем на автомобилях с грузом, имеющими меньший габаритный размер.
При движении с уклона центр тяжести переносится вперед и при торможении создается опрокидывающий момент, дополнительно нагружающий переднюю ось. Особенно опасными являются жидкие грузы, полностью не заполняющие емкости (цистерны), так как при торможении жидкость перемещается вперед, увеличивая нагрузку на переднюю ось.
При резком торможении возможно перемещение пассажиров вперед и травмирование их, перемещение незакрепленного груза, отчего груз может повредить переднюю стенку кузова.
Эффективность торможения оценивается по тормозному пути и величине замедления. Тормозной путь — это расстояние, которое проходит автомобиль от начала торможения до полной остановки. Замедление автомобиля — это величина, на которую уменьшается скорость автомобиля за единицу времени. Эти показатели эффективности действия тормозов проверяют при нагруженном автомобиле, движущемся со скоростью в начале торможения 30 км/ч по ровному участку дороги с сухим покрытием. Тормозной путь и замедление, соответствующие техническим условиям, приведены в табл. 12.
Безопасное движение возможно только при учете водителем всех факторов, от которых зависит торможение автомобиля. Основными факторами в этом случае являются действия водителя и дорожные условия. Тормозить нужно с предварительным снижением скорости, плавным нажатием на педаль тормоза.
Таблица 12
Вид транспортного средства |
Тормозной путь, м, не более |
Максимальное замедление, М с2 не менее |
Легковые автомобили и автомобили, сконструированные на их базе Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой до 8 т, а также автопоезда, сконструированные на их базе; автобусы длиной до 7,5 м Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более 8 т, а также автопоезда, сконструированные на их базе; автобусы длиной более 7,5 м |
7,2 9,5 11,0 |
5,8 5,0 *,2 |
Такое торможение принято называть служебным. Если опасность появляется в непосредственной близости от автомобиля, применяют экстренное торможение — аварийное. В этом случае времени на подготовку и раздумывание нет, и водителю нужно предпринять все действия для остановки автомобиля за очень малый отрезок времени.
Остановочный путь можно разделить на несколько частей: путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя; путь, пройденный автомобилем за время срабатывания тормозов; путь, пройденный с начала торможения до полной остановки.
Рис. 198. Схема стабилизирующего действия продольного наклона шкворня: А — колеса автомобиля; б — тележки |
Тормозные качества автомобиля по замедлению оцениваются при помощи деселерометра.