Руководит всей работой по обеспечению безопасности движения Государственная автомобильная инспекция, которая осуществляет надзор за движением транспортных средств и пешеходов, контроль за техническим состоянием транспортных средств, учет дорожно-транспортных происшествий, выявление и анализ их причин и разработку мероприятий по их предупреждению и улучшению организации и управления движением.
В подавляющем большинстве дорожно-транспортные происшествия возникают в результате: несоблюдения установленных для водителей транспортных средств и пешеходов правил; неудовлетворительного состояния эксплуатации и обустройства дорог; технической неисправности транспортных средств.
Наиболее часто непосредственными причинами дорожно-транспортных происшествий, возникающих из-за нарушения правил движения водителями, являются: превышение скорости движения, безопасной для сложившейся дорожной обстановки; нарушение правил обгона; нарушение правил проезда перекрестков; нарушение правил проезда железнодорожных переездов; нарушение правил маневрирования; нарушение правил перевозки грузов; эксплуатация технически неисправного транспортного средства; неправильный выбор дистанции и интервала; выезд на полосу встречного движения; неосторожный проезд мимо остановок общественного транспорта; ослепление водителя встречного автомобиля светом фар.
Значительная часть указанных происшествий является результатом употребления алкоголя при управлении транспортным средством или переутомления водителя.
К основным причинам дорожно-транспортных происшествий из-за неудовлетворительного состояния дороги относятся: несоответствие величины продольного уклона тягово-динамическим качествам транспортных средств; несоответствие геометрических элементов кривых (сочетание радиуса поворота и поперечного уклона дороги); плохой контакт шины с дорогой для уверенного управления (низкий коэффициент сцепления); отсутствие оборудованных мест для остановок автобусов и обочины для заезда остановившегося транспортного средства; недостаточная информация водителей об изменениях или усложнениях дорожной обстановки; отсутствие разметки дорог (или она плохо различима); отсутствие тротуаров для пешеходов; недостаточная ширина проезжей части; неровное покрытие дороги, повреждение покрытия, просадки, провалы и т. п.
Дорожно-транспортные происшествия по причине технической неисправности транспортных средств, как правило, имеют тяжелые последствия. Наиболее характерными причинами технических неисправностей являются: недостатки конструкции автомобиля (прицепа); слабый контроль за техническим состоянием транспортных средств; низкое качество технического обслуживания и ремонта; отсутствие самоконтроля водителей автомобилей на линии.
Данные статистического учета свидетельствуют о том, что более 50% дорожно-транспортных происшествий, возникших по технической неисправности, относятся к неисправностям тормозной системы: неодинаковый или увеличенный зазор между колодками и барабаном; заклинивание или заедание тормозов; замасливание фрикционных накладок; нагрев тормозных барабанов и колодок; засорение гидравлического привода тормозов; негерметичность гидропривода или пневмопривода; увеличение свободного хода педали; замерзание конденсата в системе пневматического привода; неисправность усилителя тормозов.
Не менее опасными являются неисправности рулевого управления, основные из которых: увеличенный люфт рулевого колеса или в сочленениях рулевого привода; заедание или тугое вращение рулевого колеса; неисправность усилителя рулевого управления.
Недопустимыми являются также неисправности приборов освещения и сигнализации, а именно: неправильная установка фар; недостаточная сила света или отсутствие его в фарах или одной из них; неисправность стоп-сигнала, указателей поворотов, габаритных огней; неисправность звукового сигнала.
Технические неисправности шин и колес, влияющие на безопасность движения: неодинаковое давление в шинах, неодинаковый износ протектора шин или различный тип рисунка; внезапный разрыв покрышки или быстрый выход воздуха из камеры; погнутый или треснутый диск колеса; неплотное крепление колес автомобиля (прицепа); неплотная посадка замочного кольца.
Во многих случаях дорожно-транспортное происшествие является результатом нескольких причин. Обстоятельства происшествий могут быть самыми разнообразными и являться результатом взаимосвязи нескольких причин, например, резким торможением на скользкой дороге и повышенной скорости либо резким маневрированием при неправильно выполненном обгоне.
Повышается опасность движения и при переутомлении водителя, когда реакция водителя на появившееся препятствие ухудшается, появляется дремотное состояние. Явление переутомления не является болезненным состоянием и развивается быстрее при неудобном положении водителя, большой продолжительности работы, тряски и проникновения в кабину отработавших газов.
Для предупреждения переутомления необходимо периодически остановить автомобиль, размяться, проделать несколько гимнастических упражнений; необходимо следить, чтобы кабина все время проветривалась.
Приступать к работе по управлению транспортными средствами водитель должен только в том случае, если его физическое состояние таково, что он может обеспечить безусловное и четкое выполнение всех операций и действий, вызванных условиями движения. В случае ухудшения здоровья или усталости в пути необходимо отдохнуть или прекратить дальнейшее движение.
Обеспечение безопасности движения требует, чтобы водитель при управлении транспортным средством был физически здоров. Для этой цели перед выездом в рейс водители проходят медицинское освидетельствование в специальных медицинских пунктах, созданных в крупных транспортных предприятиях и особенно в автобусных и таксомоторных парках. Задачей таких медицинских пунктов является проверка физического и психофизического состояния водителей для гарантии высокой степени надежности управления ими транспортными средствами при выполнении плана перевозок. Не допускаются к работе водители в болезненном состоянии, после недостаточного отдыха или с временным нарушением нервно-психического равновесия. Такое состояние водителя может возникнуть из-за имеющихся заболеваний, злоупотребления спиртными напитками и т. д. После прохождения предрейсового медосмотра в путевом листе делается соответствующая отметка, без которой выезд на линию не разрешается.