Груз, перевозимый автомобильным транспортом, классифицируется в зависимости от степени использования грузоподъемности, способа погрузки и разгрузки и условий перевозки.
В зависимости от степени использования грузоподъемности автомобиля грузы делятся на пять классов: к 1-му классу относятся грузы, обеспечивающие коэффициент использования грузоподъемности 1,0; ко 2-му классу — грузы, обеспечивающие коэффициент использования грузоподъемности от 0,71 до 0,99; к 3-му классу — грузы, обеспечивающие коэффициент использования грузоподъемности от 0,51 до 0,70; к 4-му классу — грузы, обеспечивающие коэффициент использования грузоподъемности от 0,41 до 0,50, к 5-му классу — грузы, обеспечивающие коэффициент использования грузоподъемности от 0,3 до 0,4. Деление грузов но такому принципу принимают для расчета тарифов на оплату за перевозку 1 т груза.
В зависимости от способа погрузки и разгрузки грузы подразделяются на три группы: штучные, навалочные и калийные.
Штучные грузы делятся на тарные и бестарные и отличаются между собой объемом, формой и массой.
Грузы, перевозимые насыпью, мелкоштучные в таре или без тары, которые можно складывать в штабеля или кучи, относятся канавалочным.
Наливные грузы, как правило, бестарные и их перевозят в цистернах, устанавливаемых на автомобилях вместо грузовой платформы.
В зависимости от условий перевозки и хранения грузы бывают: негабаритные, длинномерные, большой массы, небольшой массы, антисанитарные, скоропортящиеся, продовольственные и опасные. 290
Рис 19.3 Контейнер (а) и поддон (б)
К негабаритным относятся такие грузы, которые нельзя поместить в обычную грузовую платформу (панели, крупное заводское оборудование, фермы и др.), а перевозка их создает затруднения в движении.
К грузам большой массы относятся такие грузы, масса которых превышает 250 кг, а для грузов катных — более 400 кг.
Негабаритные грузы, выступающие более чем на 73 длины кузова, называются длинномерными. Для их перевозки применяют прицепы-роспуски.
К опасным относятся грузы, которые по своим свойствам могут привести к разрушению автомобиля, окружающих сооружений или наносить травмы людям.
В зависимости от степени опасности, создаваемой при перевозке, грузы подразделяют и а семь групп:
Малоопасные — продовольственные товары, строительные материалы и др.;
Легковоспламеняющиеся — бензин, бензол, ацетон, кинопленка, спирт и т. п.;
Пылящие и горящие — известь, цемент, битум, асфальт и т. п.;
Обжигающие жидкости — щелочи и кислоты;
Сжатые газы в баллонах — кислород, пропан, бутан;
Опасные по своим размерам — ширине, длине, высоте;
Особо опасные — ядовитые химикаты, взрывчатые вещества и отравляющие газы.
Опасные грузы можно перевозить с принятием особых мер предосторожности. Водители, занятые на таких перевозках, должны быть хорошо ознакомлены с правилами обращения и свойствами этих грузов.
К скоропортящимся относятся грузы, которые хранят и перевозят при определенной температуре. Для их хранения создают специально оборудованные помещения, а перевозят в кузовах-рефрижераторах, оборудованных холодильной установкой.
Для перевозки антисанитарных грузов предназначены автомобили, имеющие специальные кузова, а если таких автомобилей нет, то их перевозят в специально приспособленной, прочной, хорошо закрывающейся таре.
Для обеспечения сохранности груза, удобства его погрузки и выгрузки груз может быть упакован в тару.
Выбор тары для перевозимого груза определяется, в первую очередь, свойствами груза и зависит также от условий погрузки, перевозки и разгрузки. Наиболее широко в качестве тары используют бочки (катная тара), бутылки и банки (стеклянная тара), ящики, мешки, а также специальную тару. Грузы, помещаемые в стеклянной таре, дополнительно упаковывают в ящики или корзины с мягкой набивкой из соломы или стружки. Различают также мягкую и жесткую тары. Тара, изготовленная из мешковины, картона, бумаги и целлофана, называется мягкой, а изготовленная из металла, прутьев или дерева — жесткой тарой.