Существует несколько методов организации грузовых перевозок для достижения максимальной производительности автомобилей с наименьшей стоимостью перевозок.
Применение одного из методов определяется типом подвижного состава, расстоянием перевозок и характером основного грузопотока. Маршруты перевозок грузов бывают сборные, кольцевые и маятниковые.
На сборном или разборочном маршруте груз забирают на нескольких последовательно расположенных по маршруту пунктах, т. е. происходит постепенная загрузка автомобиля до полной грузоподъемности (сбор груза), или развозят груз, тогда в таком же порядке постепенно разгружают автомобиль, доставляя грузы в несколько пунктов.
При организации перевозок по кольцевому маршруту повышается использование пробега; на таких маршрутах перевозка груза осуществляется по замкнутому контуру, охватывающему несколько пунктов доставки или получения груза.
На маятниковых маршрутах перевозки осуществляются между двумя пунктами по одной дороге в обоих направлениях, когда обеспечивается наличие груза в ту и другую сторону.
При всех видах, перевозок повышению производительности труда в значительной степени способствует применение прицепов или полуприцепов. В результате использования прицепов или. полуприцепов расход топлива снижается до 40% на тонну перевозимого груза и уменьшается общая стоимость перевозок.
Все больший размер приобретают междугородные перевозки грузов. Затраты средств и времени при автомобильных перевозках грузов на большие расстояния значительно уменьшаются. Междугородные перевозки осуществляют по системе тяговых плеч и сквозному методу.
Организация междугородных грузовых перевозок по системе тяговых плеч предусматривает разбивку всего маршрута на участки с закреплением за ними необходимого количества автомобилей и автомобилей-тягачей. При таких перевозках наибольшего эффекта достигают с использованием автомобилей-тягачей и полуприцепов. Автомобиль-тягач работает постоянно на одном закрепленном участке, а полуприцеп проходит от пункта погрузки до пункта разгрузки по всему маршруту. Если на маятниковых маршрутах используют бортовые автомобили, то на стыке участков груз перегружают на автомобиль, работающий на соседнем участке; или на склад, где он ожидает прибытия автомобиля с соседнего участка. Повышенного эффекта в этом случае достигают применением контейнеров, что облегчает перегрузку груза и создает возможность для механизации погрузочно-разгрузочных работ.
График движения автомобилей на участке (плече) должен быть составлен с учетом движения автомобилей на других участках, т. е. по всему маршруту.
Если перевозки осуществляются по сквозному методу, то автомобиль (автопоезд), доставляя груз, проходит весь маршрут от пункта погрузки до пункта разгрузки. При этом методе организации грузовых перевозок необходимо предусмотреть время отдыха водителя. Возникают также трудности в организации технического обслуживания, ремонта автомобилей, прицепов и контроле за работой водителей.
Работу автомобилей, особенно при дальних перевозках грузов, нужно осуществлять по разработанному графику движения, в котором должно быть указано время в движении, время стоянки, расстояние перевозок и техническая скорость. В случае организации перевозок по системе тяговых плеч, кроме обычного графика, разрабатывают порядок движения по собственному графику. В таком графике указывают время работы пункта приема и выдачи груза, объем погрузочно-разгрузочных работ, время прибытия и отправления каждого автомобиля в пункты маршрута.
Работа автомобиля на линии может быть индивидуальной, групповой или колонной. Индивидуальная работа водителя возможна в том случае, если выполняемое им задание не связано с работой других автомобилей данного автотранспортного предприятия, В большинстве случаев такое задание выдают при развозке мелких грузов или при работе на автомобилях-такси.
Если для выполнения задания по перевозке грузов привлекается несколько автомобилей и работа каждого из них связана между собой или влияет на работу другого автомобиля, то такой метод работы называется групповым. Движение каждого автомобиля при этом осуществляется самостоятельно.
Если автомобили работают колонной, погрузку, движение и разгрузку все автомобили выполняют вместе. Такой метод может быть использован, если все автомобили колонны перевозят груз из одного пункта в другой на сравнительно большие расстояния. Перевозкой руководит начальник автоколонны.