Мощность двигателя затрачивается на приведение во вращение ведущих колес автомобиля и преодоление сил трения в механизмах трансмиссии.
Если величина усилия, с которым вращаются ведущие колеса, создавая тяговую силу, будет больше суммарной силы сопротивления движению, то автомобиль будет двигаться с ускорением, т. е, с разгоном.
Ускорением называется прирост скорости за единицу времени. Если тяговое усилие равно силам сопротивления движению, то автомобиль будет двигаться без ускорения с равномерной скоростью Чем выше максимальная мощность двигателя и меньше величина суммарных сил сопротивления, тем большим будет ускорение и автомобиль быстрее достигает заданной скорости.
Кроме того, на ускорение влияют масса автомобиля, передаточное число коробки передач, главной передачи, количество передач и обтекаемость автомобиля.
Управляя автомобилем, нужно избегать резкого трогания или ускорения, так как это вызовет перемещение пассажиров назад и возможно их травмирование; может также переместиться или выпасть груз, особенно если он не укреплен или имеет большую высоту. При резком трогании или ускорении ведущие колеса пробуксовывают, отчего может возникнуть боковой занос, увеличиться износ шин и деталей подвески.
Во время движения накапливается определенный запас кинетической энергии и автомобиль приобретает инерцию. Благодаря инерции автомобиль может двигаться некоторое время с отключенным двигателем — накатом. Движение накатом используется для экономии топлива.
Чем лучше и надежнее тормоза, тем быстрее можно остановить движущийся автомобиль и тем с большей скоростью можно двигаться, а следовательно, и больше будет средняя скорость движения автомобиля.
Накопленная во время движения автомобиля кинетическая энергия поглощается при торможении. Торможению помогают силы сопротивления воздуха, сопротивления качению и сопротивления подъему. На уклоне силы сопротивления подъему отсутствуют, а к инерции автомобиля добавляется составляющая сила тяжести, которая затрудняет торможение.
При торможении между колесами и дорогой возникает тормозная сила, противоположная направлению силы тяги. Торможение зависит от соотношения между тормозной силой и силой сцепления. Если сила сцепления колес с дорогой будет больше тормозной силы, то автомобиль затормаживается. Если тормозная сила будет больше силы 326
Сцепления, то при заторможенных колесах произойдет их скольжение относительно дороги. В первом случае при торможении колеса катятся, постепенно замедляя вращение, а кинетическая энергия автомобиля превращается в тепловую энергию, нагревающую тормозные колодки и барабан. Во втором случае колеса перестают вращаться и будут скользить по дороге, поэтому большая часть кинетической энергии будет превращаться в тепло трения шин о дорогу. Торможение с остановившимися колесами ухудшает управляемость автомобиля, тормозной путь увеличивается, особенно на скользкой дороге и повышается износ шин.
Наибольшую тормозную силу можно использовать тогда, когда тормозные моменты на колесах будут пропорциональны нагрузкам, приходящимся на них. Если такая пропорциональность не будет соблюдена, то тормозная сила на одном из колес не может быть полностью использована.
Очевидно, при различной массе, приходящейся на оси, нужно, чтобы тормозная сила на колеса была неодинакова. На существующих конструкциях автомобилей тормозная сила на колесах передней и задней осей имеет постоянное соотношение за счет разных диаметров тормозных рабочих цилиндров гидравлического привода или изменения длины штока тормозных камер при пневматическом приводе.
Управляя автомобилем, водитель должен учитывать возможность изменения нагрузки на ось. На грузовых автомобилях с грузом, имеющим большой габаритный размер, центр тяжести располагается выше, чем на автомобилях с грузом, имеющими меньший габаритный размер. При движении с уклона центр тяжести переносится вперед и при торможении создается опрокидывающий момент, дополнительно нагружающий переднюю ось. Особенно опасными являются жидкие грузы, полностью не заполняющие емкости (цистерны), так как при торможении жидкость перемещается вперед, увеличивая нагрузку на переднюю ось.
При резком торможении возможно перемещение пассажиров вперед и травмирование их, перемещение незакрепленного груза, отчего груз может повредить переднюю стенку кузова.
Эффективность торможения оценивается по тормозному пути и величине замедления. Тормозной путь — это расстояние, которое проходит автомобиль от начала торможения до полной остановки. Замедление автомобиля — это величина, на которую уменьшается скорость автомобиля за единицу времени. Эти показатели эффективности действия тормозов проверяют при нагруженном автомобиле, движущемся со скоростью в начале торможения 30 км ч по ровному участку дороги с сухим покрытием. Тормозной путь и замедление, соответствующие техническим условиям, приведены в табл. 12.
Безопасное движение возможно только при учете водителем всех факторов, от которых зависит торможение автомобиля. Основными факторами в этом случае являются действия водителя и дорожные условия. Тормозить нужно с предварительным снижением скорости, плавным нажатием на педаль тормоза, Такое торможение принято
Таблица 12
Вид транспортного средства |
Тормозной путь, м, не более |
Максимальное замедление, М с2 не менее |
Легковые автомобили и автомобили, сконструированные на их базе Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой до 8 т, а также автопоезда, сконструированные на их базе; автобусы длиной до 7,5 м Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более 8 т, а также автопоезда, сконструированные на их базе; автобусы длиной более 7,5 м |
7,2 9,5 11,0 |
5,8 5,0 *,2 |
Называть служебным. Если опасность появляется в непосредственной близости от автомобиля, применяют экстренное торможение — аварийное. В этом случае времени на подготовку и раздумывание нет, и водителю нужно предпринять все действия для остановки автомобиля за очень малый отрезок времени.
Остановочный путь можно разделить на несколько частей: путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя; путь, пройденный автомобилем за время срабатывания тормозов; путь, пройденный с начала торможения до полной остановки.
Тормозные качества автомобиля по замедлению оцениваются при помощи деселерометра.