Основной недостаток камерных шин заключается в том, что-при проколах и повреждениях камер в них резко падает давление воздуха, что не безопасно при движении автомобиля, особенно на высокой скорости.
Снижение давления в шине уменьшает динамический радиус колеса и сопротивление боковому уводу, в результате чего автомобиль теряет заданное ему направление движения.
Бескамерные шины повышают устойчивость и управляемость автомобиля, так как самопроизвольный выпуск воздуха из них обычно происходит более медленно и водитель успевает предпринять необходимые меры безопасности. Другие, не менее важные эксплуатационные качества бескамерных шин были указаны выше, при анализе конструкций колес.
Бескамерная шина отличается от камерной наличием вместо камеры герметизирующего слоя 1 (рис. 41), покрывающего внутреннюю поверхность покрышки, несколько меньшим посадочным диаметром, формой и конструкцией бортов. Герметизирующий слой изготовляют из воздухонепроницаемой резины и привулканизируют к внутренней поверхности покрышки. Толщина слоя в зависимости от типоразмера шины равна 1,5—3 мм.
Конфигурация и внутреннее устройство борта бескамерной и камерной шин значительно различаются. Для облегчения выхода наружу воздуха, проникшего через герметизирующий слой в каркас, применяют конструкцию борта, в которой края первого (внутреннего) слоя каркаса заворачивают на внешнюю сторону борта. В резине боковины шины около плечевой зоны протектора делают дренажные проколы до середины каркаса. В связи с тем, что натяг бортов бескамерных шин на посадочных полках обода несколько выше, чем у камерных шин, бортовые кольца изготовляют из проволоки повышенной прочности.
Для обеспечения герметичного сопряжения шины с ободом борта шины покрывают уплотняющей бортовой лентой 2, изготовляемой из резины или прорезиненного моноволокна капрона или вискозы. В связи с тяжелыми условиями работы бортов шины при качении колеса бортовая лента должна обладать высокими прочностью, износостойкостью, эластичностью, морозо - и теплостойкостью. Несоблюдение этих требований снижает надежность уплотнения шины на ободе. Надежность уплотнения повышается в результате увеличения угла наклона носка борта бескамерной шины.
Технология изготовления бескамерных шин сложнее, чем технология изготовления покрышек камерных шин. Особо высокие требования предъявляются к качеству нанесения герметизирующего слоя, который должен иметь равномерную толщину, быть плотным и прочным. Наличие складок и неплотностей снижает надежность герметизации шины и долговечность ее каркаса. В результате проникновения воздуха между слоями каркаса создаются значительные напряжения, которые ускоряют расслоение каркаса.
Средняя рабочая температура бескамерных шин в процессе качения колеса ниже, чем у камерных, так как отсутствует трение между покрышкой и камерой и улучшается отвод теплоты из внутренней полости в обод. Срок службы бескамерных шин примерно на 20 °/о выше, чем у покрышек с камерами. Расход резины на изготовление герметизирующего слоя несколько меньше, чем на изготовление камеры. В связи с этим, а также учитывая отсутствие ободной ленты, масса бескамерных шин меньше массы камерных шин. Камерные и бескамерные легковые шины взаимозаменяемы.
У грузовых автомобилей бескамерные шины монтируют на ободья с увеличенным посадочным диаметром.
Разработаны другие конструктивные варианты бескамерных шин. Так, за рубежом применяют бескамерные шины с самозаклеивающимся слоем из пластической массы малой текучести, которая при проколе шины быстро «затягивает» поврежденное место, предотвращая утечку воздуха. Безопасность бескамерных шин возрастает с применением двухполостной конструкции шины [5]. Наличие двух полостей, разделенных между собой диафрагмой, значительно повышает безопасность движения автомобиля и позволяет отказаться от запасного колеса.