Автомобильные колеса испытывают в дорожных условиях для комплексной оценки прочности, долговечности, удобства обслуживания, безопасности и других важных параметров конструкции.
Каждый вид испытаний представляет собой самостоятельный этап опытно-конструкторских или научно-исследовательских работ. Программу дорожных и эксплуатационных испытаний составляют как на конкретный вид испытаний, так и на весь комплекс испытаний в дорожных условиях.
Испытания на проверку монтажно-демонтажных качеств колес. Оценивать совершенство конструкции колеса и шины на стадии проектирования необходимо с учетом их монтажно-демонтажных качеств. Трудоемкость выполнения монтажно-демонтажных работ, связанных с колесами, в процессе эксплуатации составляет 15—20 % общей трудоемкости технического обслуживания автомобилей. Кроме того, в случае повреждения шины в пути практически полностью исключается применение специальных демонтажных стендов, и все работы приходится выполнять ручным монтажным инструментом, в связи с чем дополнительно увеличивается трудоемкость монтажно-демонтажных работ.
Во время испытаний автомобильных колес определяют удобство выполнения монтажно-демонтажных работ, их трудоемкость, прочность монтажного инструмента; точность установки колеса на ступице; изменения монтажно-демонтажных качеств колеса в процессе эксплуатации автомобиля. Испытания проводят до начала дорожных экспериментов, в процессе их и по окончании. Монтаж шины на колесо и последующий ее демонтаж выполняют водители, знакомые с особенностями конструкции колеса и владеющие навыками такой работы.
Перед испытаниями проверяют соответствие колеса, шины и монтажного инструмента требованиям технической документации. Монтажно-демонтажные работы выполняют на ровной сухой площадке, при этом покрышки, камеры, ободные ленты и ободья должны быть чистыми и сухими. В процессе испытаний хронометрируют проводимые операции. Трудоемкость монтажно-демонтажных работ характеризуется средними затратами времени на трехкратное выполнение операций.
Особое внимание в процессе испытаний уделяется оценке эффективности рабочих концов рекомендуемого ручного монтажного инструмента и выработке рациональных приемов проведения монтажных работ. От того, насколько правильно сконструированы рабочие концы монтажных лопаток, зависит в конечном итоге трудоемкость монтажных работ в целом. По результатам испытаний составляют инструкцию по обслуживанию колес.