В современных автомобилях применяют колеса, значительно различающиеся размерами и конструкцией. Например, только размер посадочного диаметра колес колеблется в диапазоне 254—1500 мм.
Естественно, что колеса с предельными значениями будут различаться не только конструкцией, но и другими важными технико-эксплуатационными параметрами. Основные технические характеристики отечественных автомобильных колес приведены в табл. 1.
Автомобильное колесо (рис. 1) состоит из обода 2, на котором устанавливают пневматическую шину 1, и диска 3, соединяющего обод со ступицей. У бездискового колеса обод в сборе с шиной закрепляют непосредственно на ступице. Ободья выполняют разборными и неразборными. Неразборный однокомпонентный обод широко применяют в конструкциях колес легковых автомобилей, а разборный многокомпонентный—-в конструкциях колес грузовых и специальных автомобилей. Разборный обод колеса состоит из основания 9, съемного бортового кольца 7 и разрезного замочного кольца 8, которое иногда изготовляют как одно целое со съемным посадочным кольцом.
Характерными геометрическими параметрами центральной части основания обода являются толщина профиля и ширина L. При наличии монтажного ручья к геометрическим параметрам добавляются глубина и ширина ручья. Замочная часть основания обода служит для установки замочных (запирающих) устройств, а в случае использования бездисковых колес — для закрепления их на ступице.
Диск колеса обычно имеет плоскосферическую форму, иногда со сложным рельефом поверхности. На вертикальной поверхности диска выполняют центральное 6 (см. рис. 1) и крепежные 4 отверстия. На сферической поверхности дисков грузовых автомобилей, а в настоящее время и легковых, делают овальные или круглые вентиляционные (ручные) отверстия 10. Применение этих отверстий позволяет снизить массу диска, улучшить тепловой режим работы тормозных механизмов. Через ручные отверстия выводят наружу вентиль камеры. Диск соприкасается со ступицей привалочной поверхностью 5.
Если колеса центрируют на ступице по крепежным отверстиям, то на их поверхности выполняют конические или сферические фаски. В стандартах на колеса регламентированы число, диаметр расположения и размеры крепежных отверстий, причем на точность их расположения и размеры приведены допуски. При центрировании колеса на ступице по внутренней поверхности центрального отверстия на его диаметр устанавливают меньший допуск, а на крепежных отверстиях не выполняют фаски, поэтому точность их расположения меньше, чем в предыдущем случае.
Основными геометрическими параметрами, характеризующими профиль обода, являются посадочный диаметр D, ширина А и соотношение размеров элементов бортовых закраин. К числу важных показателей колеса относится вылет обода — расстояние Lt от привалочной плоскости диска до центра основания обода.
Согласно сложившейся практике автомобильные колеса классифицируют по назначению, типу применяемых шин, способу крепления на ступице, по конструкции обода, форме посадочных поверхностей и по технологии изготовления. По назначению колеса подразделяют на колеса легковых, грузовых автомобилей и специальные. С учетом типа и конструкции устанавливаемой пневматической шины различают колеса для камерных, бескамерных шин, универсальные колеса, допускающие установку камерных и бескамерных шин, и колеса для шин, повышающих проходимость автомобилей. По способу крепления на ступицу колеса делят на дисковые, бездисковые и на колеса с фланцевым креплением.
В зависимости от конструкции обода различают колеса с симметричным и асимметричным ободьями; колеса с продольно-разборным и поперечно-разборным ободьями; колеса с ободом специальной конструкции. По форме поверхности посадочных полок обода различают следующие колеса: с наклонными коническими полками, со специальной формой полок и с тороидальными полками. В соответствии с технологическим процессом изготовления обода колеса классифицируют на штампованные, профилированные, выполненные из профильного проката, и литые.