Арочные шины позволяют значительно повысить проходимость автомобилей массового производства.
Основное преимущество их заключается в том, что при замене задних сдвоенных колес с шинами обычной конструкции колесами с арочными шинами не требуется вносить каких-либо конструктивных изменений в трансмиссию. Скорость движения автомобиля во время весенне-осенней распутицы значительно повышается при использовании арочных шин.
В транспортных колесных машинах, предназначенных для работы только в условиях бездорожья, применяют шины специальной конструкции — пневмокатки.
К конструкции колес для арочных шин и пневмокатков предъявляют следующие требования: масса колеса не должна превышать массу сдвоенных стандартных колес; конструкция должна позволять выполнять моитажно-демонтажные работы без применения специальных приспособлений; обеспечивать надежную герметизацию соединения шины и обода до давления воздуха, равного 10 кПа; иметь минимальный момент инерции и максимально соответствовать технологическим возможностям специализированного колесного производства.
Рис. 24. Арочное колесо с жестким уплотнением бортов шины
В настоящее время используют две конструкции колес для арочных шин, различающиеся способом герметизации соединения шины с ободом. Первая конструкция арочного колеса с жестким уплотнением имеет профильную тонколистовую обечайку 5 (рис. 24), к торцам которой приварены внутренние бортовые (уплотняющие) кольца 4, имеющие отверстия для размещения монтажных болтов 2. К центральной части обечайки приварен диск 7, который в зависимости от нагрузки, действующей на колесо, выполняют в одинарном или в сдвоенном виде. Сдвоенные диски предварительно соединяют заклепками. Съемные наружные бортовые кольца 3, отштампованные из листовой стали, имеют конические посадочные полки с углом наклона 10° для бортов шины и отверстия с центрирующими фасками для болтов. Посадочный диаметр обода на 1,5—2,5 мм больше посадочного диаметра шины. Создаваемый натяг препятствует провороту шины на ободе и герметизирует внутреннюю полость шины.
Внутреннее и наружное бортовые кольца соединены стяжными монтажными болтами 2. Закладные болты имеют головку, предотвращающую прокручивание болта при завинчивании гайки 1. На болтах, между кольцами, установлены ограничительные шайбы, с помощью которых регулируют величину пережима бортов шины. Ширина бортов арочных шин колеблется в диапазоне 30—45 мм, причем такой диапазон возможен в пределах одной шины. Такие колебания ширины не только затрудняют герметизацию шин, но и способствуют перенапряжению деталей колеса и шины от статических усилий, возникающих при сборке. Для повышения жесткости бортового кольца в зоне между отверстиями для болтов выполнены ребра.
Колесо оборудовано вентилем 6, используемым в колесах для бескамерных шин. В рассматриваемой конструкции герметизация соединения шины с ободом достигается в результате вдавливания внутреннего бортового кольца обода в борт шины. В процессе качения колеса вследствие подвижности соединения герметизирующий слой разрушается. Это сокращает срок службы шины и делает нецелесообразным использование ее для восстановления изношенного протектора. К недостаткам этой конструкции относятся повышенная масса, большой момент инерции, низкий коэффициент использования металла при изготовлении не из профильного проката.
Арочное колесо с мягким уплотнением бортов шины, разработанное в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ), состоит из тех же основных деталей: обечайки 5 (рис. 25), приваренных внутренних бортовых колец 4, съемных наружных бортовых колец 2, монтажных болтов 1 и диска 6. Во внутренних бортовых кольцах предусмотрены кольцевые углубления для уплотнительно-компепсирующих колец 3. Герметизация внутренней полости шины обеспечивается в результате зажатия ее бортов между съемными бортовыми кольцами обода и резиновыми уплотнительно-компенсирующими кольцами. При таком способе герметизации разрушения герметизирующего слоя шины не происходит. Применение резинового уплотнителя-компенсатора позволяет затягивать болтовые соединения до соприкосновения фланцев внутреннего и наружного бортовых колец.
Рис. 25. Арочное колесо с мягким уплотнением бортов шины
Рис. 26. Пиевмокаток:
1— обечайка; 2 — внутреннее бортовое кольцо; 3 — уплотнитель; 4 — наружное бортовое кольцо; 5 — монтажные болты
Ограничительные шайбы в конструкции колеса не используют. Такая компоновка узла соединения способствует лучшей герметизации шины и снижает нагруженность деталей колеса и шины. Применение обечайки более рациональной формы позволило уменьшить толщину исходной заготовки до 3,5 мм, уменьшить наружный диаметр диска, что снизило массу колеса на 20—25 %.
Конструкция колес для пневмокатков (рис. 26) почти не отличается от конструкции колес для арочных шин. Борта пневмокатка зажимают для герметизации соединения пневмокатка с ободом и предотвращения проворота его на ободе при малом внутреннем давлении воздуха. Колеса для арочных шин и пневмокатков не стандартизованы.