Развитие конструкции колес для автомобилей, эксплуатируемых в условиях бездорожья направлено на снижение давления в зоне контакта колеса с грунтом, для повышения таких важных эксплуатационных свойств автомобиля, как тягово-сцепные.
Достижению этого в значительной мере способствует разработка шин с регулируемыми давлением, арочных, широкопро-фильиых шин, пневмокатков, шин-гигантов. Для каждого типа указанных шин применяют колеса, которые сложнее по конструкции и имеют большую массу по сравнению с колесами обычных грузовых автомобилей, что снижает динамические качества автомобилей.
Эти шины предназначены для работы при различном внутреннем давлении воздуха, в том числе и при давлении 50— 70 кПа. На рис. 21, а показано колесо с ободом 9,0—If которое состоит из внутреннего обода 1, приваренного к нему диска 2, Наружного обода 3 И разрезного распорного кольца 4. Равномерно расположенные по окружности болты 5 Служат для соединения с помощью гаек 6 Внутреннего и наружного ободьев. Отверстия 7 предназначены для крепления колеса к ступице.
Рис. 21. Конструкции колес для шин с регулируемым давлением:
А — с продольно-разборным ободом; Б — со съемной посадочной полкой
До настоящего времени широко применяют колеса 10,0РГ—20 и 9,0РГ—20. Отличительной особенностью конструкции этих колес является то, что вместо наружного обода в них используют плоское бортовое кольцо 1 (рис. 21,6) и разрезное съемное посадочное кольцо 2. Эта конструкция колеса была разработана Центральным конструкторско-технологическим бюро колесного производства (ЦКТБ колесного производства, г. Челябинск) для получения максимального вылета обода. Однако с точки зрения надежности закрепления шины на ободе первая конструкция колеса более эффективна, так как в ней оба борта шины сопрягаются с ободом в одинаковых условиях, а наружный обод имеет большую жесткость в осевом направлении, чем съемное бортовое кольцо.
В обеих конструкциях колес предусмотрены посадочные полки. Наружный обод, бортовое кольцо и диски штампуют из листовой стали. Распорные кольца с отбортованными внутрь кромками завивают из листового металла толщиной 2—3 мм. Для обеспечения возможности установки распорного кольца в шину применяют двойной шарнир (замок), который позволяет соединить внахлестку кромки стыка, в результате чего уменьшается наружный диаметр кольца. В рабочем состоянии распорного кольца замок удерживает кромки разреза в сомкнутом положении.
В таких конструкциях независимо от наличия конических полок шина на ободе удерживается от проворота силами трения, возникающими в результате зажатия бортов шины между закраинами обода и распорным кольцом. В зависимости от допусков на ширину обода, распорное кольцо и ширину бортов шины натяг изменяется в диапазоне 1—17 мм.
При сборке колеса усилия, прижимающие борта шины к закраинам обода, достигают больших значений (290—370 кН), что чрезмерно нагружает детали колеса и резко снижает их долговечность, особенно монтажных болтов, распорных колец и дисков.
В процессе эксплуатации колеса для шин с регулируемым давлением воздуха выявились следующие недостатки: чрезмерная сложность и неравнопрочность конструкции; большая трудоемкость выполнения монтажно-демонтажных работ; частые повреждения камеры в зоне разреза распорного кольца, между распорным кольцом и бортом покрышки; повышенные масса и дисбаланс колес и др. Кроме того, на их изготовление значительно больше расходуется металла, и такие колеса более трудоемки в изготовлении по сравнению с трудоемкостью производства колес для шин постоянного давления.
Для устранения отмеченных недостатков в ЦКТБ колесного производства создана конструкция колеса, которая при движении автомобиля в любых дорожных условиях обеспечивает требуемую надежность соединения обода с шиной во всем диапазоне регулирования внутреннего давления воздуха. Этого удалось достигнуть в результате 15 Применения принципиально новой схемы установки шины на обод. Если в других конструкциях - борт шины соединяют с ободом по конической поверхности, то в конструкции новых колес предусмотрены тороидальные поверхности, которые обеспечивают надежное соединение обода с шиной. Бортовое кольцо шины фиксируется в углублении, образованном тороидальной полкой, что препятствует самопроизвольному сползанию бортов шины с посадочных поверхностей. Внутреннее кольцо удерживает шину от проворота.
Колесо, имеющее обод 228Г—508 в сборе с шиной, состоит из неразборного основания обода 3, Двух съемных взаимозаменяемых бортовых колец 2, Съемного разрезного замочного кольца 12 И четырехспицевого штампованного диска 8. Для облегчения сборки и разборки колеса с шиной на основании обода выполнен монтажный ручей 6 Малой глубины. В центральной части основания обода сделан вентильный паз. Замочная канавка 9 Предназначена для размещения замочного кольца. С наружной торцовой поверхности замочной канавки приварен ограничитель замочного кольца //, который одновременно служит дополнительной опорой для защитного кожуха 10 Шланга централизованной подкачки шин.
Основание обода изготовлено из горячекатаного профиля. В зоне монтажного ручья к внутренней поверхности основания обода приварен штампованный диск 8 Из листовой стали, имеющий восемь отверстий со сферическими фасками для шпилек крепления колеса к ступице. На основании обода расположены два бортовых кольца, изготовленных из горячекатаного профиля. Углубление 13 У бортового кольца, смонтированного со стороны замочного кольца, фиксирует бортовое кольцо относительно основания обода, после того как в него вводится выступ замочного кольца. При снятии бортов шины с тороидальных полок обода 15 В углубление 14 Вводят рабочий конец монтажной лопатки. У другого бортового кольца эти углубления могут быть использованы при выполнении демонтажных работ.
Разрезное пружинное замочное кольцо выполняют из горячекатаного профиля качественной стали. Один торец разреза делают фигурным, чтобы, зацепившись за него рабочим концом монтажной лопатки, можно было вывести замочное кольцо из замочной канавки основания обода. На поверхности замочного кольца, которая контактирует с бортовым кольцом, имеется выступ для предотвращения взаимного проворота бортового и замочного колец. Приваренный к основанию обода ограничитель не позволяет смещаться в окружном направлении замочному кольцу, а через него и бортовому кольцу. Такая взаимосвязь деталей колеса применена только в замочной части обода и вызвана необходимостью предотвращения нарушения балансировки колеса в сборе с шиной в связи с возможностью относительного смещения деталей колеса, а вместе с ними и балансировочных грузов.
В настоящее время колеса с ободом 228Г—508 комплектуют камерными шинами 12,00—20 мод. М-93, которые ранее устанавливали на колеса 9,0РГ—20. Дополнительно кроме камеры 4 В комплект шины введены ободные ленты 5. Для обеспечения требуемого положения вентиля камеры относительно тормозного барабана и шланга централизованной системы подкачки шин, а также для уплотнения внутренней полости шины от влаги и грязи при движении с пониженным давлением по бездорожью в колесах применяют уплотнитель вентильного паза 7.
Кроме описанного способа крепления шины на ободе, в настоящее время применяют способ, при котором натяг шины по длине посадочной полки изменяется в результате различного наклона посадочной полки обода и основания борта шины. Так, в конструкции широкопрофильного колеса с ободом 440—533 борта шины 1300x500—533 с регулируемым давлением имеют угол наклона основания 8°, а сопрягаемые посадочные поверхности обода 5°. У колеса с ободом 500—635 при шине 1500x600—635 эти параметры соответственно равны для обода 5", а для шины — 7°45'. Такой способ крепления шины на ободе более надежный при снижении давления воздуха в шине до 100 кПа по сравнению с обычно принятыми 50 кПа. Кроме того, у шин 1500x600—635 для повышения надежности соединения с ободом степень уплотнения материала под бортовыми кольцами увеличена с 10 до 27 %.
За рубежом для специальных машин применяют колеса с универсальной конструкцией обода [2]. Отличительной особенностью этих колес (рис. 23) является профилированный неглубокий обод, имеющий одно съемное бортовое кольцо, посадочные конические полки с углом наклона, равным 5°, на которых выполнены кольцевые выступы. Высота бортовых закраин ниже, чем у обычных шин, и равна 25,4 мм. В процессе испытаний колес, выпускаемых с таким ободом американской фирмой «Бадд» для автомобилей М-656, было установлено, что колесо сохраняет работоспособность даже при движении автомобилей на полностью спущенных шинах. Снижение высоты бортовой закраины способствует уменьшению массы колеса и его стоимости.