В настоящее время известны две принципиально различные конструкции бездисковых колес. Одна из них имеет продольно-разборный обод и отличается от описанных выше конструкций дисковых колес отсутствием промежуточной детали (диска) между ободом и ступицей.
Для предотвращения проворачиваемое™ колеса на ступице в случае ослабления крепления на основании обода приваривают или выштамповывают ограничители проворота. Такие колеса устанавливают на автомобилях МАЗ, КамАЗ, автобусах ЛиАЗ и прицепах.
Рис. 12. Колесо типа Трилекс
Другая конструкция колеса имеет поперечно-разборный обод типа Трилекс, который принципиально отличается от описанных ранее. Колесо состоит из трех одинаковых по длине секторов / (рис. 12), штампуемых из специального горячекатаного проката. В зоне стыка торца 2 секторов имеют сложную форму, которую получают резанием. Такая форма разреза облегчает сборку колеса с шиной, так как предварительно фиксирует секторы в радиальном направлении. В процессе установки колеса на ступицу разрезы не препятствуют перемещению секторов как в радиальном, так и в осевом направлении, в результате чего установочные поверхности обода и ступицы можно совместить, чтобы обеспечить точное базирование колеса. В одном из секторов выполняют вентильный паз 5, а на установочном кольце — выемку для прохода вентиля камеры. По краям выемки приваривают или приклепывают два ограничителя 4 поворота колеса на ступице. Для облегчения сборки и разборки колеса с шиной предусматривают вырез 3, в который вводится рабочий конец монтажного инструмента. Колеса типа Трилекс широко применяют за рубежом (Италия, ФРГ). Такие колеса устанавливались на автомобилях КрАЗ-214 и МАЗ-502.
Положение замочной части колеса с продольно-разборным ободом на спицевой ступице показано на рис. 13, а. Предварительное центрирование колеса происходит по посадочному диаметру ступицы. Зазор б между ободом и спицей ступицы выбирается таким, чтобы не усложнялся процесс сборки и обеспечивалось достаточно точное центрирование колеса. Окончательно центрируется колесо на конических поверхностях с углом наклона, равном 28°, которые расположены на ободе в зоне замочной части и на ступицах. Колесо закрепляется в результате посадки обода с натягом на коническую поверхность ступицы. Натяг осуществляется в процессе затяжки гаек резьбовых деталей крепления.
Передние колеса устанавливают непосредственно на посадочные поверхности ступицы, а для закрепления задних сдвоенных колес применяют дополнительную деталь — проставочпое кольцо. Внутреннее сдвоенное колесо опирается на коническую поверхность ступицы, а наружное — на коническую поверхность прижимов. Число прижимов принимают равным числу спиц ступицы. Обычно ступицы для колес бездискового варианта изготовляют пяти - или шестиспицевыми.
Рис. 13. Схемы установки бездисковых колес на ступицы:
А и б — колеса соответственно с продольно-разборным и поперечно-разборным;
В связи с тем, что посадочные поверхности колес не обрабатывают резанием, кольцевая жесткость обода ограничена и базовые поверхности для центрирования обода в осевом направлении отсутствуют, точность установки бездисковых колес с продольно-разборным ободом во многом зависит от качества выполнения монтажных работ. Неравномерное затягивание крепежных резьбовых деталей приводит к перекосу колеса и, как следствие, к повышенному боковому и радиальному биениям. Точность установки колеса увеличивается при изготовлении обода с минимальными отклонениями посадочных размеров.
Указанные недостатки полностью отсутствуют или в значительной степени снижаются при использовании ободьев типа Трилекс для бездисковых колес. Как видно на рис. 13,6, точность установки колеса в радиальном направлении обеспечивается центрирующей поверхностью с углом наклона 18°, а в осевом направлении — упором установочного кольца в коническую поверхность с углом наклона 75° к оси колеса. В связи с наличием относительного перемещения секторов обода в боковом и радиальном направлениях колесо можно установить с достаточно высокой точностью без соблюдения очередности затягивания гаек крепления колеса. Радиальное и боковое биения колеса определяются только точностью изготовления посадочных конусов ступицы и деталей колеса. В связи с наличием разрезов у обода на установочном кольце выполнена специальная канавка, в которую входит либо упор прижима передних колес, либо проставочное кольцо задних сдвоенных колес.
Существенными недостатками колеса типа Трилекс являются наличие «закрытых» для прокатки поверхностей на ободе; высокая трудоемкость изготовления, включающая обработку резанием торцов стыков секторов и установочных конусов; несколько повышенная масса; невозможность установки на ступицы с числом спиц менее шести. Совершенствование конструкции колеса с поперечно-разборным ободом направлено на исключение дорогостоящей обработки резанием стыков и установочных конусов, чтобы не требовалось последующей обработки поставляемых профилей.