Колесо типа Трилекс

В настоящее время известны две принципиально различные конструкции бездисковых колес. Одна из них имеет продоль­но-разборный обод и отличается от описанных выше конструк­ций дисковых колес отсутствием промежуточной детали (диска) между ободом и ступицей.

Для предотвращения проворачивае­мое™ колеса  на ступице  в случае ослабления  крепления на основании обода привари­вают или выштамповывают ограничители проворота. Такие колеса устанавлива­ют на автомобилях МАЗ, КамАЗ, автобусах ЛиАЗ и прицепах.

 

рис. 12. колесо типа трилекс

Рис.  12.  Колесо типа Трилекс

 

Другая конструкция ко­леса имеет поперечно-раз­борный обод типа Трилекс, который принципиально от­личается от описанных ра­нее. Колесо состоит из трех одинаковых по длине секторов / (рис. 12), штампуемых из специального горячекатаного прока­та. В зоне стыка торца 2 секторов имеют сложную форму, кото­рую получают резанием. Такая форма разреза облегчает сбор­ку колеса с шиной, так как предварительно фиксирует секторы в радиальном направлении. В процессе установки колеса на ступицу разрезы не препятствуют перемещению секторов как в радиальном, так и в осевом направлении, в результате чего установочные поверхности обода и ступицы можно совместить, чтобы обеспечить точное базирование колеса. В одном из секто­ров выполняют вентильный паз 5, а на установочном кольце — выемку для прохода вентиля камеры. По краям выемки прива­ривают или приклепывают два ограничителя 4 поворота колеса на ступице. Для облегчения сборки и разборки колеса с шиной предусматривают вырез 3, в который вводится рабочий конец монтажного инструмента. Колеса типа Трилекс широко приме­няют за рубежом (Италия, ФРГ). Такие колеса устанавлива­лись на автомобилях КрАЗ-214 и МАЗ-502.

Положение замочной части колеса с продольно-разборным ободом на спицевой ступице показано на рис. 13, а. Предвари­тельное центрирование колеса происходит по посадочному диа­метру ступицы. Зазор б между ободом и спицей ступицы выби­рается таким, чтобы не усложнялся процесс сборки и обеспечи­валось достаточно точное центрирование колеса. Окончательно центрируется колесо на конических поверхностях с углом накло­на, равном 28°, которые расположены на ободе в зоне замочной части и на ступицах. Колесо закрепляется в результате посадки обода с натягом на коническую поверхность ступицы. Натяг осуществляется в процессе затяжки гаек резьбовых деталей крепления.

Передние колеса устанавливают непосредственно на поса­дочные поверхности ступицы, а для закрепления задних сдвоен­ных колес применяют дополнительную деталь — проставочпое кольцо. Внутреннее сдвоенное колесо опирается на коническую поверхность ступицы, а наружное — на коническую поверхность прижимов. Число  прижимов принимают  равным числу  спиц ступицы. Обычно ступицы для колес бездискового варианта изготовляют пяти - или шестиспицевыми.

рис. 13. схемы установки бездисковых колес на ступицы

Рис.  13.  Схемы  установки  бездисковых  колес  на  ступицы:

А  и  б — колеса  соответственно  с  продольно-разборным  и  поперечно-разборным;

 

В связи с тем, что посадочные поверхности колес не обраба­тывают резанием, кольцевая жесткость обода ограничена и базовые поверхности для центрирования обода в осевом направ­лении отсутствуют, точность установки бездисковых колес с про­дольно-разборным ободом во многом зависит от качества вы­полнения монтажных работ. Неравномерное затягивание кре­пежных резьбовых деталей приводит к перекосу колеса и, как следствие, к повышенному боковому и радиальному биениям. Точность установки колеса увеличивается при изготовлении обо­да с минимальными отклонениями посадочных размеров.

Указанные недостатки полностью отсутствуют или в значи­тельной степени снижаются при использовании ободьев типа Трилекс для бездисковых колес. Как видно на рис. 13,6, точ­ность установки колеса в радиальном направлении обеспечи­вается центрирующей поверхностью с углом наклона 18°, а в осе­вом направлении — упором установочного кольца в коническую поверхность с углом наклона 75° к оси колеса. В связи с нали­чием относительного перемещения секторов обода в боковом и радиальном направлениях колесо можно установить с доста­точно высокой точностью без соблюдения очередности затяги­вания гаек крепления колеса. Радиальное и боковое биения колеса определяются только точностью изготовления посадоч­ных конусов ступицы и деталей колеса. В связи с наличием раз­резов у обода на установочном кольце выполнена специальная канавка, в которую входит либо упор прижима передних колес, либо проставочное кольцо задних сдвоенных колес.

Существенными недостатками колеса типа Трилекс являются наличие «закрытых» для прокатки поверхностей на ободе; высокая трудоемкость изготовления, включающая обработку резанием торцов стыков секторов и установочных конусов; несколько повышенная масса; невозможность уста­новки на ступицы с числом спиц менее шести. Совершенствова­ние конструкции колеса с поперечно-разборным ободом направ­лено на исключение дорогостоящей обработки резанием стыков и установочных конусов, чтобы не требовалось последующей обработки поставляемых профилей.


create a website http://www.SaitVizitka123.ru