КОНСТРУКЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ КОЛЕС

Изготовленное вначале из дерева, а затем из металла колесо на протя­жении нескольких тысячелетий надежно служило людям.

С появлением и развитием транспортных средств с механическим приводом потребовалось резкое улучшение ходовых качеств колес. В конце второй половины XIX в. англичанин Данлоп предложил камеру, изготовленную из каучука, для сох­ранения воздуха под давлением, которую установил на колесо. Эта камера стала прообразом современных пневматических автомобильных шин.

Повышение коэффициента сцепления с дорогой, снижение сопротивления качению, улучшение плавности хода и амортизирующей способности колес с пневматическими шинами позволило в короткий срок значительно увеличить скорость движения автомобилей. Так, если первые автомобили двигались со скоростью менее 18,5 км/ч, то современные специальные гоночные автомобили развивают скорость более 1000 км/ч.

Важным этапом в развитии конструкции автомобильных колес было по­явление съемных шин. Затем были созданы прямобортные шины, применяе­мые до настоящего времени. Одним из технических параметров, которым оп­ределяется совершенство конструкции колеса, является надежность взаимно­го соединения обода с пневматической шиной. От надежности соединения шины с ободом во многом зависят безопасность движения, устойчивость и управляемость автомобиля при высокой скорости движения.

Основной деталью колеса является обод. По конфигурации профиля ободья подразделяют на плоские и со специальными посадочными поверхно­стями для бортов шин. Прямобортные шины первых конструкций монтирова­ли на ободья с плоским основанием. При этом между основанием борта ши­ны и наружной поверхностью обода образовывался зазор. Шина удерживалась на таком ободе только бортовыми закраинами. В дальнейшем обод с плос­ким основанием был заменен на обод с наклонными посадочными полками. Это конструктивное изменение позволило более плотно закрепить шину, и тем самым повысить долговечность ее бортов, обода и улучшить эксплуата­ционные показатели автомобиля.

Одновременно с бескамерными шинами созданы герметичные разборные ободья. В 50-х годах для шин с регулируемым давлением разработаны специ­альные, достаточно сложные конструкции колес. Снижение давления воздуха в шине до 50 кПа увеличивает площадь ее опоры и значительно уменьшает давление автомобиля на грунт. Однако одновременно резко снижается на­дежность соединения обода с шиной. Для устранения этого отрицательного явления в конструкции колеса было предусмотрено механическое зажатие бортов шины на ободе. В настоящее время на основании исследований осо­бенностей силового и кинематического взаимодействия бортов шины и обода, разработана для шин с регулируемым давлением конструкция обода с то­роидальными посадочными поверхностями. Конструкция колеса в результате использования упругой связи бортов шины с ободом значительно упростилась.

Проходимость автомобилей в условиях бездорожья в значительной степе­ни повышается при применении арочных шин. Для этих шин созданы спе­циальные конструкции колес, в которых механическое зажатие бортов ис­пользуется не только для надежного соединения шины с ободом, но и для герметизации внутренней полости шины.

Непрерывное повышение грузоподъемности автомобилей, особенно карьер­ных самосвалов, привело к разработке колес для широкопрофильных и круп­ногабаритных шин. Развитию конструкции и технологии изготовления колес уделяют все большее внимание, так как увеличиваются масштабы выпуска автомобилей.


create a website http://www.SaitVizitka123.ru