Изготовленное вначале из дерева, а затем из металла колесо на протяжении нескольких тысячелетий надежно служило людям.
С появлением и развитием транспортных средств с механическим приводом потребовалось резкое улучшение ходовых качеств колес. В конце второй половины XIX в. англичанин Данлоп предложил камеру, изготовленную из каучука, для сохранения воздуха под давлением, которую установил на колесо. Эта камера стала прообразом современных пневматических автомобильных шин.
Повышение коэффициента сцепления с дорогой, снижение сопротивления качению, улучшение плавности хода и амортизирующей способности колес с пневматическими шинами позволило в короткий срок значительно увеличить скорость движения автомобилей. Так, если первые автомобили двигались со скоростью менее 18,5 км/ч, то современные специальные гоночные автомобили развивают скорость более 1000 км/ч.
Важным этапом в развитии конструкции автомобильных колес было появление съемных шин. Затем были созданы прямобортные шины, применяемые до настоящего времени. Одним из технических параметров, которым определяется совершенство конструкции колеса, является надежность взаимного соединения обода с пневматической шиной. От надежности соединения шины с ободом во многом зависят безопасность движения, устойчивость и управляемость автомобиля при высокой скорости движения.
Основной деталью колеса является обод. По конфигурации профиля ободья подразделяют на плоские и со специальными посадочными поверхностями для бортов шин. Прямобортные шины первых конструкций монтировали на ободья с плоским основанием. При этом между основанием борта шины и наружной поверхностью обода образовывался зазор. Шина удерживалась на таком ободе только бортовыми закраинами. В дальнейшем обод с плоским основанием был заменен на обод с наклонными посадочными полками. Это конструктивное изменение позволило более плотно закрепить шину, и тем самым повысить долговечность ее бортов, обода и улучшить эксплуатационные показатели автомобиля.
Одновременно с бескамерными шинами созданы герметичные разборные ободья. В 50-х годах для шин с регулируемым давлением разработаны специальные, достаточно сложные конструкции колес. Снижение давления воздуха в шине до 50 кПа увеличивает площадь ее опоры и значительно уменьшает давление автомобиля на грунт. Однако одновременно резко снижается надежность соединения обода с шиной. Для устранения этого отрицательного явления в конструкции колеса было предусмотрено механическое зажатие бортов шины на ободе. В настоящее время на основании исследований особенностей силового и кинематического взаимодействия бортов шины и обода, разработана для шин с регулируемым давлением конструкция обода с тороидальными посадочными поверхностями. Конструкция колеса в результате использования упругой связи бортов шины с ободом значительно упростилась.
Проходимость автомобилей в условиях бездорожья в значительной степени повышается при применении арочных шин. Для этих шин созданы специальные конструкции колес, в которых механическое зажатие бортов используется не только для надежного соединения шины с ободом, но и для герметизации внутренней полости шины.
Непрерывное повышение грузоподъемности автомобилей, особенно карьерных самосвалов, привело к разработке колес для широкопрофильных и крупногабаритных шин. Развитию конструкции и технологии изготовления колес уделяют все большее внимание, так как увеличиваются масштабы выпуска автомобилей.