Проектирование боковых стенок и бортовой части шин проводят на стадии составления спецификации шины.
При разработке конструкции борта шины стремятся обеспечить прочное закрепление в нем слоев корда, плавные очертания наружной поверхности, более равномерную жесткость, монолитность и технологичность конструкции. Конструкции бортов шин отличаются большим разнообразием (рис. 47). Так, спецификации на шину 12,00—20 одной и той же модели, разработанные двумя заводами, значительно - отличаются материалом каркаса и брекера, его раскроем и конструкцией борта. Диаметр бортовых колец у одной шины на 5,5 мм меньше, чем у другой. Крылья первой шины имеют наполнительные шнуры. Все это приводит к большим колебаниям механических параметров бортов шин.
При конструировании бортовой части шин добиваются того, чтобы верх крыла не выступал за закраины обода, а концы слоев корда каркаса располагались ступенчато. В результате увеличиваются прочность борта, в нем нет резких перепадов жесткости в радиальном направлении. В настоящее время совершенствуют конструкции бортов и боковых стенок. Для этого вводят усиливающие детали, применяют другие способы заворотов слоев корда и их крепления в борту, используют профилированные резиновые детали. Эти изменения повышают боковую устойчивость шин, особенно радиальной шины, без какого-либо снижения эластичности шин в радиальном направлении, устраняют расслоения каркаса. Естественно, все эти преобразования конструкции борта шины отражаются на механизме передачи нагрузок на обод.
Рис. 47. Конструкции бортов шин:
А, б — с нерегулируемым давлением соответственно легкового и грузового автомобилей; в, г —с регулируемым давлением; / — слои корда; 2 — крыльевая лента; 3 — наполнительный шнур; 4 — бортовое кольцо; 5 — бортовая лента
Повышения надежности крепления шины на ободе целесообразно увеличить величину прессования материала под бортовым кольцом до 20—27 Неконструктивное многообразие бортов автомобильных шин, «ложность их внутреннего строения, различная степень прессовки материала затрудняют точное изготовление посадочных размеров шины в процессе вулканизации, что отражается на силовом и кинематическом взаимодействии шины с ободом. Поэтому в процессе проведения опытно-конструкторских и исследовательских работ необходимо более подробно анализировать конструкцию, спецификацию и особенности технологии изготовления шины.