Для автомобилей-самосвалов особо большой грузоподъемности и тягачей большой мощности применяют крупногабаритные шины, которые монтируют на специальные бездисковые колеса.
Современные отечественные крупногабаритные колеса подразделяют на два конструктивных типа. На рис. 17, а показана конструкция колеса первого типа, у которого основание обода состоит из трех деталей, соединенных между собой внахлестку сварным швом. К обечайке / с одной стороны приваривают посадочное кольцо 2, а с другой — замочную часть 3. У колес второго типа обечайку и замочную часть объединяют в одну деталь, в результате чего основание обода (рис. 17,6) состоит не из трех, а только из двух сваренных между собой деталей. В остальном оба конструктивных типа принципиально не отличаются, за исключением обечайки, на которой выполняют паз для вывода вентиля камеры и приваривают ограничитель, предотвращающий поворот обода на ступице. Колесо состоит из съемного разрезного посадочного кольца 4, двух неразрезных съемных бортовых колец 5 и разрезного замочного кольца 6.
Рис. 18. Конструктивная схема колеса
Колеса устанавливают на ступицах по конической поверхности с углом наклона 28°, выполненной на замочной части основания обода. Закрепляют колеса с помощью прижимов, усилия на которых создаются в результате затяжки резьбовых соединений. Для обеспечения требуемого расстояния между сдвоенными шинами применяют проставочные кольца, которые устанавливают между торцами замочных частей основания ободьев.
За рубежом на автомобили-самосвалы особо большой грузоподъемности устанавливают разборные колеса с крупногабаритными бескамерными шинами фирмы «Гудьир».
Принципиальная конструкция разборного колеса и схема герметизации шины показаны на рис. 18. Это колесо отличается от отечественных колес тем, что основание обода / в нем состоит из трех деталей (обечайки, бортовой и замочной частей), соединяемых не нахлесточным, а стыковым герметичным швом. Применение такой конструкции основания обода позволяет снизить массу колеса, улучшить его компоновку и внешний вид. Однако требования, предъявляемые к качеству таких швов, значительна повышаются. В связи с тем что в этом случае как основной металл, так и сварной стыковой шов при качении колеса испытывают действие всего комплекса силовых факторов, незначительные дефекты шва могут стать причиной разрушения колеса.
Упорный буртик основания обода для съемных бортовых колец 2 выполняют ступенчатым со стороны посадочной полки, что повышает надежность крепления съемных бортовых колец и облегчает снятие шины монтажным инструментом и приспособлениями. На посадочных полках обода выполняют накатку шириной 40—60 мм, глубиной 0,8—1 мм с шагом 2—2,5 мм. Накатка способствует удержанию шины от проворота на ободе, если ее поверхность надежно защищена от коррозии. В противном случае выступы разрушаются и впадины забиваются, а поверхность посадочных полок становится ровной.
В замочной части предусматривают кольцевые канавки для размещения уплотнителя 5 и замочного кольца 4. Уплотнитель, диаметр которого для различных колес колеблется в диапазоне 9—12,7 мм, предназначен для герметизации пространства между основанием обода 1 и съемным посадочным кольцом 3. В конструкции съемного неразрезного посадочного кольца изготовляют коническую центрирующую поверхность с углом наклона 45°, которая контактирует с поверхностью разрезного замочного кольца. Для повышения точности центрирования посадочного кольца относительно основания обода и улучшения условий работы уплотнителя, увеличивают опорную поверхность замочного кольца 4, в середине которой выполняют выступ, удерживающий кольцо в замочной канавке основания обода. Колесо устанавливается на ступице по коническим поверхностям с углом наклона, равным 28°. В замочной части основания обода, на установочной поверхности приваривают ограничитель, который удерживает колесо от проворота на ступице.
Требуемая надежность герметизации бескамерной шины на разборном ободе достигается, во-первых, вследствие переменного натяга, создаваемого двойным наклоном оснований бортов шины (под углами 5 и 8°), и, во-вторых, в результате более высокой точности изготовления деталей обода, между которыми устанавливается уплотнитель (овальность не более 1 мм). Такую герметизацию имеют колеса с ободьями 29,00—57 американской фирмы «Гудьир» для бескамерных шин 40,00—57. Колеса устанавливают на автомобили-самосвалы М-200 грузоподъемностью 180 т. На автомобилях HD-1200 японской фирмы «Комацу» колеса с ободьями 22,00—51 комплектуют бескамерными шинами 30,00—51,46 Pi?. По требованию заказчика размер шины может быть увеличен до 33,00—51.
Анализ конструкций крупногабаритных колес показывает, что развитие конструкции колес будет происходить в направлении создания герметичных разборных ободьев для бескамерных шин, совершенствования технологии стыковой сварки с целью использования ее вместо соединений частей основания обода.