Материалы, применяемые для изготовления колес

Выбор материала для изготовления деталей колес определя­ется множеством факторов, основными из которых являются ре­жимы нагружения колеса, особенности конструкции и техноло­гии изготовления, номенклатура сортамента проката, поставля­емого металлургической промышленностью, экономическая целе­сообразность и т. д.

В настоящее время отечественное колесное производство применяет в основном качественные конструкци­онные стали (ГОСТ 1050—74**). Для изготовления ободьев ко­лес легковых автомобилей применяют сталь 08кп. Из стали 15кп изготовляют ободья колес грузовых автомобилей и диски почти всех автомобильных колес. Для бортовых и проставочных коле широко применяют стали 20 и 20кп. Сталь 45 использу­ют для изготовления замочных колец и монтажного инструмен­та. Все штампованные и профилированные детали изготовляют из листовой, полосовой или рулонной стали. Для большинства деталей колес грузовых автомобилей (обод, бортовые и замоч­ные кольца)  используют специальный профильный прокат.

В связи с тем что при изготовлении основных деталей колес применяют тот или иной вид сварки, материалы для деталей подбирают прежде всего такого химического состава и с таки­ми механическими свойствами, которые позволяют получить сварное соединение заданного качества. Кроме того, материал деталей, изготовляемых штамповкой или профилированием, дол­жен удовлетворять требованиям, обусловленным упругопластическим деформированием. Правильный выбор материала позво­ляет не только снизить массу колеса, но и в значительной мере повысить его технологичность, качество и эксплуатационную долговечность.

Отечественные горячекатаные профили, используемые для из­готовления автомобильных колес, имеют отклонения от номи­нальной толщины в пределах ± (0,3-^0,5) мм. Исследованиями установлено, что последующая холодная калибровка горячека­таного профиля уменьшает колебание толщины до +^ мм. Однако в этом случае резко возрастает стоимость 1 кг проката.

В настоящее время в автомобилестроении все шире приме­няют для изготовления колес легкие сплавы на основе алюминия и магния. Колеса из этих сплавов обладают существенными преимуществами: снижается на 33—48  %  масса колеса, улучшаются внешний вид легковых автомобилей и теплоотвод от тормозных механизмов. Колеса из алюминиевых сплавов не тре­буют антикоррозионной защиты. Из алюминиевого сплава АЛ4 (ГОСТ 2685—75 *) изготовляют колеса 500—635 для широкопро­фильных шин 1500x500—635 автомобилей МАЗ. Для колес ав­томобилей ВАЗ применяют сплав АК6М2 (ТУ 4801-38—71).

Использование легких сплавов для изготовления колес сдер­живается их высокой стоимостью. Считают, что с учетом сниже­ния эксплуатационных затрат, применение легких сплавов оправ­дано, если масса колеса уменьшается не менее чем на 40 %.

Для изготовления колес применяют пластмассы. Стеклопластиковый обод колеса 13,00—20 имеет массу в 2,43 раза мень­ше, чем у серийного колеса, изготовленного из черных метал­лов [2]. Более широко используют стеклопластики-полуфабрика­ты, пригодные к прессованию, что позволяет значительно повы­сить производительность труда в связи с возможностью автома­тизации производственных процессов. Высокая стоимость ис­ходного материала, ползучесть, особенно в процессе нагрева при длительном воздействии высоких нагрузок, хрупкость при низ­ких температурах, снижение механических свойств под действи­ем ультрафиолетового излучения — все это ограничивает при­менение пластмасс для изготовления колес.


create a website http://www.SaitVizitka123.ru