Монтажно-демонтажные работы

Экспериментальные исследования показывают, что время, не­обходимое для выполнения ручных операций при сборке и раз­борке автомобильных колес, составляет 4,5—115 мин.

Затраты времени зависят в основном от конструктивных особенностей обода и шины, схемы соединения их и точности изготовления сопрягаемых поверхностей обода и шины, технического состоя­ния и качества защитного покрытия деталей колес, мастерства монтажника, эффективности предусмотренного монтажного ин­струмента, уровня механизации работ и т. д.

Наименьшая трудоемкость выполнения монтажно-демонтажных работ у колес легковых и грузовых автомобилей, имеющих обод двух - или трехкомпонентной конструкции, а также типа Трилекс. Это связано с простотой конструкции ободьев, а также с малой массой деталей колес и шин. Наиболее трудоемкими операциями при монтаже колес являются установка камеры в покрышку, а при демонтаже — снятие бортов шины с посадоч­ных полок обода. Сравнивая трудоемкость монтажа крупнога­баритных шин на колеса, имеющие ободья многокомпонентной конструкции, с трудоемкостью монтажа широкопрофильных шин на те же ободья, заметим, что затраты времени на сборку крупногабаритных шин с ободьями в 3—4 раза выше, чем на сборку с широкопрофильными шинами. Это объясняется значи­тельной разницей размеров деталей этих колес и шин, с уве­личением размеров трудоемкость монтажных работ возра­стает.

Наиболее сложными по конструкции являются колеса для арочных шин и шин с регулируемым давлением воздуха, состоя­щие из 30—60 деталей. При сборке таких колес 65—70 % общей трудоемкости приходится на операцию завертывания гаек 14— 24 монтажных болтов, а в процессе разборки колеса отвертыва­ние этих гаек занимает 45—50 °/о трудоемкости выполнения де-монтажных операций. Увеличение ширины бортов шины приво­дит к повышению трудоемкости выполнения монтажно-демонтажных работ (особенно монтажных), так как больше времени затрачивается на сжатие бортов. Кроме того, для сборки обода с арочной шиной, имеющей широкие борта повышенной жестко­сти, требуется приложение больших физических усилий. Созда­ние принципиально новой конструкции колеса с тороидальными посадочными полками для шин с регулируемым давлением поз­волило резко, не менее чем в 5 раз, сократить трудоемкость вы­полнения монтажных работ. Этого удалось достигнуть в резуль­тате исключения из конструкции колеса монтажных болтов и распорных колец.

От схемы и параметров соединения обода с шиной, а также от конструкции монтажного инструмента в значительной мере зависят трудоемкость процесса сборки-разборки колеса и тех­нико-экономические показатели автомобиля в целом. Кроме того, трудоемкость выполнения монтажных работе значительной мере обусловливает техническое состояние деталей обода, осо­бенно качество их покрытия, поэтому перед началом монтажных работ обод тщательно очищают и прокрашивают. Необходимо добиваться высокого качества антикоррозионных покрытий, в первую очередь ободьев колес автомобилей, предназначенных для эксплуатации в тяжелых дорожных условиях и для беска­мерных шин.

Для монтажа и демонтажа шин и колес в стационарных ус­ловиях отечественная промышленность выпускает для колес лег­ковых автомобилей стенд Ш-501М, а для колес грузовых автомо­билей и автобусов — стенды ЭГС-1, Ш-509 или Ш-513. Применение стендов позволяет значительно  повысить  производитель­ность и качество выполнения работ.

Перед сборкой с шиной колесо осматривают и исправляют замеченные дефекты. Посадочные поверхности и бортовые закра­ины обода должны быть равными и гладкими, особенно у обо­да, предназначенного для бескамерных шин. На поверхности, обращенной к шине, не должно быть заметных вмятин и высту­пов металла выше 0,4 мм. Не допускаются острые кромки на вентильном пазе. Биение посадочных поверхностей обода долж­но находиться в заданных пределах. Диск колеса не должен иметь трещин на кромках крепежных и ручных отверстий, изно­са и деформации центрирующих поверхностей крепежных от­верстий. Съемные детали (бортовые и замочные кольца) колеса должны иметь правильную форму без местных деформирован­ных участков. Трещины на поверхности колец не допускаются. Перед сборкой колеса с шиной проверяют упругость замочных колец. Кольцо должно плотно прилегать к замочной части обо­да по всему периметру. Зазор между кольцом и ободом не должен превышать 1,5 мм. Неплоскостность колец допускается в пределах 2—3 мм.


create a website http://www.SaitVizitka123.ru