Монтажный инструмент

Монтажно-демонтажные работы, связанные с установкой шины на обод и со снятием с него шины, занимают значитель­ную долю в общей трудоемкости обслуживания автомобилей в процессе эксплуатации. В зависимости от типа колеса эти ра­боты выполняют один-два монтажника.

Обычно для снятия и установки шины на обод используют монтажный  инструмент (лопатки, торцовые и гаечные ключи), входящий в комплект инструмента, который прилагается к автомобилю. Для каждого типа колес разработан индивидуальный комплект монтажных инструментов.

На автомобилях используют колеса с коническими посадоч­ными полками. В связи с этим одним из основных требований, предъявляемых к монтажной лопатке, является обеспечение лег­кого снятия бортов покрышки с посадочных полок обода. Шину легкового автомобиля снимают двумя монтажными лопатками (рис. 33, а, б). Их изогнутые концы служат для монтажа, а плоский заостренный конец большой лопатки предназначен для первоначального отделения бортов шины от бортовых закраин и. посадочных полос обода. Для колес грузовых автомобилей при­меняют монтажный инструмент, показанный на рис. 34. Один конец большой лопатки (изогнутый крюк) служит только для снятия бортов шины с конических полок обода. Плоский (мон­тажный) конец малой лопатки используют вместе с изогнутым концом большой лопатки для снятия бортов шины с конических полок обода и для первоначального отжатия замочного кольца при демонтаже колес. Другой конец (домкратный) малой ло­патки позволяет использовать ее в качестве рычага в гидравли­ческом домкрате и воротка для ключа гаек крепления колеса и ключа для регулирования затяжки подшипников ступиц зад­них колес.

рис. 34. монтажные лопатки для колес грузовых автомобилей: а — малая; б, в — большие

 

Рис.  34.  Монтажные  лопатки для  колес грузовых  автомобилей:

А — малая;  б,  в — большие

 

Колеса с тороидальными полками собирают с шинами с регулируемым давлением и разбирают с помощью инструмента, отличающегося от описанного выше. В связи с тем, что шину снимают и разбирают с обода, также как у колеса легкового ав­томобиля, используя для этого монтажный ручей, то одну мон­тажную лопатку выполняют по аналогии с конструкцией, приве­денной на рис. 34, а, но только плоский ее конец заменяют изог­нутым. Вторая монтажная лопатка аналогична приведенному ниже инструменту для демонтажа крупногабаритных и широко­профильных шин, однако плоский конец изогнут так же, как и у лопатки для демонтажа колес легковых автомобилей.

Чтобы демонтировать арочные шины, применяют две одина­ковые лопатки (рис.35) и торцовый ключ S = 24 мм. Широкий конец лопатки служит для монтажа и демонтажа шины, а кону­сообразный конец — для центрирования наружного бортового кольца обода относительно основания обода при сборке колеса. В случаях повреждения или коррозии резьбы монтажных бол­тов для облегчения отвертывания гаек удлиняют рычаг торцово­го ключа до 500 мм.

Крупногабаритные шины монтируют двумя одинаковыми ло­патками (рис. 36). Крюк лопатки предназначен для снятия бор­тов шины с конических полок обода и для удаления съемного посадочного кольца, а плоский клинообразный конец — для сня­тия и надевания замочных, съемных посадочных и бортовых ко­лец колеса. Чтобы облегчить снятие бортов покрышки с посадоч­ных полок после длительной эксплуатации автомобиля, целе­сообразно удлинять монтажную лопатку до 1,5 м. Для надева­ния шины и снятия ее с обода или для перевертывания колеса в сборе с шиной требуются грузоподъемные машины (вилочный погрузчик, кран). Ускорить выпуск воздуха из шины можно при помощи отсасывающего устройства, так как на выполнение этой операции при демонтаже крупногабаритных колес затрачивает­ся 40—45 мин.

Для широкопрофильных шин размером 1100X400—533, мон­тируемых на обод 330—533, и шин 1300x500—533, устанавли­ваемых на обод 440—533, применяют две лопатки (см. рис. 34, а и рис. 36). Большие лопатки изготовляют из стальных прутков (сталь 45, ГОСТ 1050—74 или сталь 40Х, ГОСТ 4543—71) диа­метром 22 мм, а малые лопатки — из прутков диаметром 19 мм.

Для упрочнения их с обоих концов закаливают до  твердости HRC33—38 (сталь 45) или HRC40—45 (сталь 40Х).

Применение монтажного инструмента, соответствующего данному типу колеса, уменьшает вероятность саморазбортовки колес, представляющей опасность для обслуживающего персо­нала в процессе накачивания шины воздухом.


create a website http://www.SaitVizitka123.ru