Монтажно-демонтажные работы, связанные с установкой шины на обод и со снятием с него шины, занимают значительную долю в общей трудоемкости обслуживания автомобилей в процессе эксплуатации. В зависимости от типа колеса эти работы выполняют один-два монтажника.
Обычно для снятия и установки шины на обод используют монтажный инструмент (лопатки, торцовые и гаечные ключи), входящий в комплект инструмента, который прилагается к автомобилю. Для каждого типа колес разработан индивидуальный комплект монтажных инструментов.
На автомобилях используют колеса с коническими посадочными полками. В связи с этим одним из основных требований, предъявляемых к монтажной лопатке, является обеспечение легкого снятия бортов покрышки с посадочных полок обода. Шину легкового автомобиля снимают двумя монтажными лопатками (рис. 33, а, б). Их изогнутые концы служат для монтажа, а плоский заостренный конец большой лопатки предназначен для первоначального отделения бортов шины от бортовых закраин и. посадочных полос обода. Для колес грузовых автомобилей применяют монтажный инструмент, показанный на рис. 34. Один конец большой лопатки (изогнутый крюк) служит только для снятия бортов шины с конических полок обода. Плоский (монтажный) конец малой лопатки используют вместе с изогнутым концом большой лопатки для снятия бортов шины с конических полок обода и для первоначального отжатия замочного кольца при демонтаже колес. Другой конец (домкратный) малой лопатки позволяет использовать ее в качестве рычага в гидравлическом домкрате и воротка для ключа гаек крепления колеса и ключа для регулирования затяжки подшипников ступиц задних колес.
Рис. 34. Монтажные лопатки для колес грузовых автомобилей:
А — малая; б, в — большие
Колеса с тороидальными полками собирают с шинами с регулируемым давлением и разбирают с помощью инструмента, отличающегося от описанного выше. В связи с тем, что шину снимают и разбирают с обода, также как у колеса легкового автомобиля, используя для этого монтажный ручей, то одну монтажную лопатку выполняют по аналогии с конструкцией, приведенной на рис. 34, а, но только плоский ее конец заменяют изогнутым. Вторая монтажная лопатка аналогична приведенному ниже инструменту для демонтажа крупногабаритных и широкопрофильных шин, однако плоский конец изогнут так же, как и у лопатки для демонтажа колес легковых автомобилей.
Чтобы демонтировать арочные шины, применяют две одинаковые лопатки (рис.35) и торцовый ключ S = 24 мм. Широкий конец лопатки служит для монтажа и демонтажа шины, а конусообразный конец — для центрирования наружного бортового кольца обода относительно основания обода при сборке колеса. В случаях повреждения или коррозии резьбы монтажных болтов для облегчения отвертывания гаек удлиняют рычаг торцового ключа до 500 мм.
Крупногабаритные шины монтируют двумя одинаковыми лопатками (рис. 36). Крюк лопатки предназначен для снятия бортов шины с конических полок обода и для удаления съемного посадочного кольца, а плоский клинообразный конец — для снятия и надевания замочных, съемных посадочных и бортовых колец колеса. Чтобы облегчить снятие бортов покрышки с посадочных полок после длительной эксплуатации автомобиля, целесообразно удлинять монтажную лопатку до 1,5 м. Для надевания шины и снятия ее с обода или для перевертывания колеса в сборе с шиной требуются грузоподъемные машины (вилочный погрузчик, кран). Ускорить выпуск воздуха из шины можно при помощи отсасывающего устройства, так как на выполнение этой операции при демонтаже крупногабаритных колес затрачивается 40—45 мин.
Для широкопрофильных шин размером 1100X400—533, монтируемых на обод 330—533, и шин 1300x500—533, устанавливаемых на обод 440—533, применяют две лопатки (см. рис. 34, а и рис. 36). Большие лопатки изготовляют из стальных прутков (сталь 45, ГОСТ 1050—74 или сталь 40Х, ГОСТ 4543—71) диаметром 22 мм, а малые лопатки — из прутков диаметром 19 мм.
Для упрочнения их с обоих концов закаливают до твердости HRC33—38 (сталь 45) или HRC40—45 (сталь 40Х).
Применение монтажного инструмента, соответствующего данному типу колеса, уменьшает вероятность саморазбортовки колес, представляющей опасность для обслуживающего персонала в процессе накачивания шины воздухом.