В связи с простотой монтажа измерительной и регистрирующей систем, безынерционностью и малыми размерами при испытаниях колес широко применяют тензометрические методы, основанные на контроле изменения в процессе деформации омического сопротивления проволочных датчиков (тензорезисторов), так как сопротивление датчика изменяется пропорционально относительной деформации детали.
Датчики, используемые при испытаниях колес, должны иметь минимальную базу. Датчики с базой менее 3 мм позволяют определять точечные напряжения. Однако чем больше база, тем выше тензочувствительность, особенно у проволочных датчиков.
Для оценки влияния базы датчика на уровень замеренных напряжений тензодатчики с базами 5, 9, 20 мм наклеивали на поверхность перехода посадочной полки в бортовую закраину (рис. 86). Обод колеса нагружали давлением воздуха в шине. Установлено, что с увеличением базы с 5 до 9 мм уровень замеренных напряжений снижается па 18 %. а при увеличении базы до 20 мм —на 38—40 %.
При выборе места для наклейки датчика необходимо учитывать конфигурацию детали. Так, на прямолинейных участках можно тензодатчики устанавливать реже, чем на криволинейных.
Важной целью испытаний является определение наиболее слабого элемента колеса. Для этого применяют статическое и динамическое тензометрирования. Статическое тензометрирование позволяет измерить напряженное состояние в значительно большем числе точек, чем динамическое. Отечественная аппаратура позволяет проводить одновременно замеры статических напряжений в 20—100 точках. Так, с помощью переносного прибора ИСД-3 можно, используя метод сбалансированного моста, проводить замеры напряжений в 20 точках.
Цифровой тензометрический мост ЦТМ-3 совместно с дистанционным переключателем ПД-100 расширяет диапазон замера до 100 точек. Кроме того, совместно с цифропечатающей машиной СД-107Д эта установка позволяет вести эксперименты в полуавтоматическом режиме. Более совершенной аппаратурой для проведения статических замеров напряжений является тен-
Рис. 87. Схема стенда радиального сжатия:
1 — рама; 2— испытуемое колесо; 3 — подвижная траверса; 4 — динамометр сжатия: 5 — силовой цнлиидр (домкрат)
Рис. 88. Принципиальная схема универсального стенда:
1 — электродвигатель; 2— коробка передач; 3 — пульт управления; 4 — стойки (четыре);
5 — неподвижная траверса; 6— силовые гидроцилиндры; 7 —подвижная траверса;
8 — динамометрическая ступица с тормозным механизмом; 9 — испытуемое колесо;
10—беговая дорожка; 11— гидроцнлиндр подъема; 12 — карданная передача зометрический комплекс ЦТМ-5.
Кроме указанных агрегатов в комплекс входит перфоратор, который кодирует полученные результаты на бумажную лепту для последующей обработки ее на ЭВМ.
Для воспроизведения эксплуатационных нагрузок в лабораторных условиях применяют специальные стенды. Наиболее простым по конструкции является стенд радиального сжатия (рис. 87), при помощи которого испытывают колеса, нагруженные внутренним давлением воздуха и нормальной нагрузкой. Контроль давления ведется по манометру класса 0,5, а создаваемой гидравлическим домкратом нормальной нагрузки — по динамометру сжатия ДС-3 или ДС-5.
Более широкий диапазон видов нагружения колес имеет универсальный стенд (рис. 88) с автономными гидравлической и тормозной системами, беговой дорожкой. На стенде создают нормальную, продольную и боковую силы. Режим нагружения контролируется с помощью динамометрической ступицы, на которой закреплено колесо. Стенд допускает проведение испытаний как в статическом, так и в квазистатическом режиме. Для проведения статических испытаний колес можно применять стенд ОПШ-30, предназначенный для испытания пневматических шип.
Подготовка колеса к испытаниям является важным и ответственным этапом испытаний. От того, как подготовлена поверхность и как точно наклеены датчики, зависит достоверность получаемых результатов. Монтаж тензометрической схемы приходится выполнять на ограниченных участках поверхности, причем общее число датчиков только на колесе, например, легкового автомобиля, может достигать 60—70 шт. По окончании подготовительных работ каждому датчику присваивается номер и измеряются детали, расположенные в зоне установки тензометрических розеток.
В связи с тем что различные нагрузки накладываясь одна на другую создают сложную картину деформации деталей колеса, целесообразно нагружать колесо последовательно: вначале в шину подать воздух, затем приложить радиальную и боковую силы. Нагружать следует ступенчато через определенные интервалы. Хотя такая последовательность нагружения несколько увеличивает трудоемкость испытаний, но зато дает более полное представление о физических явлениях, происходящих в деталях и в итоге позволяет более достоверно определить влияние составляющих нагрузки на общее напряженное состояние колеса. Для получения более достоверных результатов испытания необходимо повторить не менее 3 раз.
Обработка результатов испытаний заключается в определении относительной деформации деталей, напряжений в них и в графическом анализе напряженного состояния. Эпюры напряжений для графического анализа результатов испытаний удобнее строить на изображенной в масштабе развернутой поверхности сечения детали, как показано на рис. 62 и 63.
Результаты статического тензометрирования позволяют в значительной мере упростить процесс динамического замера напряжений в связи с ограничением числа точек измерения точками с предельными напряжениями. Динамическое тензометрирова-ние колес является достаточно сложным процессом, так как приходится регистрировать параметры вращающихся деталей при движении автомобиля. Поэтому в процессе измерения статических напряжений определяют наиболее характерные с точки зрения нагруженности точки или зоны конструкции, а затем исследуют их в условиях динамического нагружения.
Датчики, преобразующие механические величины в электрические сигналы, принципиально не отличаются от тензорезисторов, используемых для статического тензометрирования. В связи с тем что сигнала, поступающего от тензодатчика, обычно недостаточно для устойчивой работы регистрирующей аппаратуры, в комплекс вводят усилительные и согласующие устройства. Применяемые в настоящее время отечественные тензоусилители выполнены на электронных лампах (ТА-5) или на транзисторах («ТОПАЗ-1»).
Регистрирующие устройства предназначены для фиксирования динамических процессов в виде, удобном для анализа. Оптические регистраторы — шлейфовые осциллографы (К12-22, Н-700) — неудобны в работе в связи с необходимостью последующей химической обработки записей, полученных на фотоленте. В настоящее время все шире применяют оптические приборы с прямой записью (Н-327) и приборы с магнитной записью. Отечественные магнитографы КМЗ-2 позволяют записывать параметры динамических процессов на четырнадцати каналах с погрешностью 0,5—1 %. Магнитная лента с записью может храниться длительное время и, кроме того, ленту можно использовать для непосредственной обработки результатов испытаний на ЭВМ. Для статической обработки результатов записи характеристик динамических процессов, особенно на магнитной ленте, применяют анализирующие устройства, которые систематизируют случайные процессы методом считывания с магнитной ленты.
Для установления характера нагружения колес в процессе движения автомобиля с различными скоростями и по дорогам различного микропрофиля необходимо математически описать связи между параметрами случайных воздействий на колесо и возникающими в результате их напряжениями в деталях колеса.
Общую последовательность проведения динамического тензометрирования автомобильных деталей обработки результатов эксперимента можно применять для исследования прочности и долговечности колес в дорожных условиях.