Развитие конструкции автомобильных колес тесно связано с разработкой новых автомобилей и с совершенствованием пневматических шин.
Создание современной конструкции колеса во многом предопределяется уровнем развития производства.
Совершенствование автомобильных колес направлено на повышение прочности и долговечности колес, снижение их массы, улучшение качества изготовления колес, и повышение технико-экономических и эксплуатационных показателей. Важным условием совершенствования колес является экспериментально-теоретическое изучение сопутствующих работе колес процессов и явлений.
Наличие высокоэффективного оборудования и контрольно-измерительной аппаратуры для экспериментальных исследований позволяет решать многие практические задачи. Однако пока для исследований и испытаний автомобильных колес в сборе с шиной не созданы стенды и приборы, на которых можно было бы воспроизводить весь комплекс внешних и внутренних сил, действующих на колесо, в режиме нагружения, максимально приближенном к эксплуатационному.
Применение ободьев унифицированных дисковых и бездисковых конструкций для грузовых автомобилей не всегда технически и экономически оправдано. Использование дискового обода, у которого предусмотрена наклонная коническая поверхность для установки и закрепления бездискового колеса на ступице, приводит к значительному перерасходу металла. Применение бездисковых колес с ободьями унифицированной конструкции вследствие отсутствия падежной базы крепления уменьшает точность установки колес на ступице, что обусловливает повышенное изнашивание шин. Если дисковые и бездисковые колеса создавать с ободьями индивидуальных конструкций, то масса колес уменьшается и значительно повышается точность установки бездисковых колес. В то же время перспективным направлением совершенствования автомобильных колес является создание универсальных ободьев, позволяющих без значительных конструктивных изменений и дополнительных деталей устанавливать камерные или бескамерные шипы.
Рациональные схемы падежного крепления дисковых и бездисковых колес еще не разработаны. Конструктивное совершенствование крепления колес направлено на дальнейшее повышение прочности деталей и точности установки колес, снижение трудоемкости и повышение удобства закрепления их на ступицах.
Ведутся работы по созданию работоспособной конструкции безопасного колеса. В случае аварийного выпуска воздуха из шины, такое колесо должно не только обеспечивать возможность управления автомобилем, но и позволять без замены поврежденной шины продолжать движение не менее 150—200 км.
Для изготовления колес все шире применяют новые конструктивные материалы. Использование стального проката с повышенными механическими параметрами, сплавов цветных металлов, пластических масс и композиционных материалов позволяет уменьшить массу колес, повысить их надежность и эксплуатационные показатели.
Широкие возможности для совершенствования конструкций колес открывает стандартизация на национальной и международной основах. Внедрение стандартов на конструкции колес и на весь комплекс работ, связанных с их созданием (от технического задания до контроля качества готовой продукции), позволит упорядочить процесс разработки, доводки, изготовления и эксплуатации колес.
В связи с механизацией и автоматизацией процессов сборки и разборки колес на автомобильных заводах и в автохозяйствах, с необходимостью снижения трудоемкости выполнения этих работ разрабатывают новый монтажный инструмент, изменяют конструкцию колеса.