Условия эксплуатации автомобиля обычно подразделяют на транспортные, климатические и дорожные.
Но к условиям эксплуатации автомобилей относятся состояние и уровень развития служб автомобильного транспорта, оснащенность постов обслуживания автомобилей современным гаражным оборудованием, а также квалификация обслуживающего и водительского состава. В практике могут быть различные сочетания перечисленных условий, что, естественно, отразится на числе отказов, затратах на обслуживание, ремонт и восстановление автомобилей.
Эксплуатационные требования, предъявляемые к конструкции колес.
Оптимальной конструкцией колеса с точки зрения эксплуатационных требований является такая конструкция, при заданной надежности которой число отказов, а также затраты на обслуживание и ремонт минимальны. Следовательно, эксплуатационные требования в основном определяются показателями надежности. Надежность колеса, обусловленная его безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью, обеспечивает нормальное функционирование колеса. Безотказность, долговечность и ремонтопригодность (эксплуатационная технологичность) являются показателями качества колеса, зависящими не только от конструктивного и технологического уровней, но и от условий эксплуатации автомобиля. Учитывая высокие требования, предъявляемые к автомобильным колесам, необходимо добиваться их безотказной работы в течение всего срока службы автомобиля.
Ремонтопригодность изделия заключается в его приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов, а также неисправностей путем проведения технического обслуживания и ремонта. Согласно сложившейся практике эксплуатации автомобильные колеса относят к категории неремонтируемых изделий. Это объясняется высокой функциональной ответственностью роли, которую колеса играют в процессе движения автомобиля.
Долговечность деталей, входящих в конструкцию, определяется сроком их службы до предельного износа или разрушения. В колесах одного и того же типоразмера съемные детали обода взаимозаменяемы, поэтому долговечность колес определяют сроки службы базовых деталей, таких, как основание обода и диск. В результате наблюдений установлено, что основной причиной выхода из строя колес 7,0—20 являются усталостные повреждения дисков. При этом одновременно с диском заменяют одну из металлоемких и дорогостоящих деталей колеса — основание обода, — так как диск и основание обода обычно соединяют неразъемным соединением.
Основными факторами, снижающими надежность колес, являются изнашивание и коррозия рабочих поверхностей сопряженных деталей, в результате которых нарушаются силовая и кинематическая взаимосвязь деталей. Возникновению указанных явлений в значительной мере способствует несоблюдение эксплуатационных режимов нагружения колес, нарушения норм и правил выполнения монтажно-демонтажных работ, неисправности ходовой части автомобилей и т. д.