Пневматические шины в значительной мере определяют условия, в которых работает колесо. Величина и распределение нагрузок, надежность соединения шины с ободом во многом зависят не только от типа и конструкции шины, но и от точности изготовления контактирующих поверхностей шины.
При проектировании и изготовлении шин необходимо наряду с увеличением ходимости шины по износу протектора добиваться прочности и долговечности бортов и боковых стенок шин. Эти участки шин непосредственно влияют на передачу усилий от шины к ободу и обеспечивают требуемую надежность соединения с ободом.
Основные конструктивные типы шин. В зависимости от назначения шины подразделяют на шины, устанавливаемые на всех типах легковых автомобилей, а также на грузовых автомобилях малой грузоподъемности, и шины, применяемые на всех остальных грузовых автомобилях, автобусах большой вместимости и прицепах.
Основными конструктивными признаками, по которым классифицируют шины, являются форма и размеры профиля поперечного сечения, конструкция каркаса и брекера, способ герметизации на ободе, эксплуатационные нормы внутреннего давления воздуха, тип рисунка протектора.
В зависимости от конструкции и назначения шины принимают следующие отношения высоты профиля шины Я к ее ширине В:
Обычная шина..................................................................... 0,9—1,1
Широкопрофильная шина.................................................. 0,4—0,9
Арочная шина.................................................................. 0,3—0,4
Пневмокаток ................................................................. ... 0,2—0,35
По конструкции каркаса и брекера различают диагональные, радиальные (типа Р и PC) и бескаркасные шины. Камерные и бескамерные шины отличаются способом герметизации внутренней полости при сборке с ободом.
Рекомендуемые нормы эксплуатационного давления воздуха позволяют выделить две группы шин: с постоянным давлением и с регулируемым.
Рисунок протектора значительно влияет на эксплуатационные качества шины и автомобиля. По типу рисунка протектора различают шины с дорожным рисунком (для дорог с усовершенствованным покрытием), шины с универсальным рисунком (для дорог с различным покрытием), шины с рисунком повышенной проходимости (для бездорожья) и шины с карьерным рисунком (для эксплуатации в карьерах).
Даже в пределах одной группы шины могут иметь различные конструктивные признаки. Например, в группе грузовых шин шины одного и того же размера могут различаться рисунком протектора, конструкцией каркаса, нормами эксплуатационного давления и т. д.
Обозначение шины, которое наносят на боковине покрышки, характеризует ее габаритные и посадочные размеры. Размеры указывают либо в миллиметрах (новая система), либо в дюймах (старая система). Например, в обозначении 260—508 первое число соответствует ширине профиля шины (размер В), второе — диаметру обода. У шин легковых автомобилей, например 7,35—14, первое число соответствует ширине профиля, а второе — диаметру обода. Радиальные шины маркируют буквами Р или R. Кроме того обычно указывают товарный знак предприятия — изготовителя, модель шины, норму слойности, номинальную нагрузку и внутреннее давление, направление вращения, номера ГОСТов и серии.