Пробеговые испытания являются завершающим этапом опытно-конструкторских работ и основной составной частью приемочных испытаний.
По их результатам окончательно корректируется конструкторская документация и принимается решение о промышленном выпуске новых или усовершенствованных колес. При проведении испытаний определяют надежность основных деталей колеса и его в целом; влияние конструкции колеса на работоспособность и долговечность пневматических шин, камер и ободных лент; эксплуатационно-технические качества колес (удобство обслуживания в пути, работы, необходимые по уходу за колесами и т. д.), другие технические параметры, характерные для испытуемого образца.
Объем испытаний определяют в каждом случае отдельно, но не меньше ходимости шин, устанавливаемых на испытуемые колеса. Распределение пробега по видам дорог и характерные условия испытаний зависят от назначения автомобиля и установлены соответствующими государственными и отраслевыми стандартами.
Для контроля за процессом испытаний применяют приборы, позволяющие вести непрерывную запись данных о пути, пройденном автомобилем, скорости и времени его движения, а иногда используют аппаратуру, с помощью которой контролируют параметры режимов нагружения колес в различных условиях испытаний.
Опытные колеса проверяют на соответствие требованиям конструкторской документации. Составляют карту замеров размеров, влияющих на надежность, долговечность конструкции (посадочные и сопрягаемые поверхности, толщина профиля в местах концентрации напряжений, отверстия и т. д.). Определяют массу деталей колес и шин и затем балансируют колеса в сборе с шинами. Автомобиль загружают балластом согласно принятому номинальному распределению массы автомобиля па осям. В процессе испытаний поддерживают наибольшую допустимую скорость движения автомобилей из условия обеспечения безопасности движения и исключения аварийных поломок. Давление воздуха в шинах контролируется ежедневно, перед выездом на трассу.
Каждое колесо во время пробегов испытывают с одной шиной. Запасные колеса используют на период восстановления поврежденных шин.
В процессе испытаний ведется журнал испытаний, в который записывают данные, полученные в ходе контрольных замеров колес и шин; параметры нагрузки автомобиля; давления в шинах; маршрутов испытаний, приводится их характеристика; описываются дефекты колес и шин, обнаруженные при их осмотрах. В случае выявления недостатков испытуемой конструкции вышедшие из строя детали изучают в лабораторных условиях в целях дальнейшего совершенствования конструкции.
По окончании испытаний колеса и шины демонтируют, осматривают и измеряют. На основании результатов пробеговых испытаний подробно анализируется работоспособность конструкции, дается оценка ее новизне и перспективности по сравнению с лучшими отечественными и зарубежными образцами, определяются технико-экономическая эффективность и в случае необходимости объем и направления дальнейшей конструктивной доработки испытанных образцов. В заключении принимается решение о целесообразности или нецелесообразности внедрения испытанной конструкции колеса в производство.
После освоения серийного производства, и, в частности, после выпуска первой промышленной или опытно-промышленной партии колес проводят эксплуатационные испытания. Этот вид испытаний позволяет наиболее достоверно оценить надежность конструкции. Существенным недостатком таких испытаний является чрезмерная растянутость во времени. Целью эксплуатационных испытаний являются накопление данных о надежности конструкции, уточнение ее эксплуатационных показателей и проверка соответствия конструкции условиям и требованиям эксплуатации.
Испытания проводят в условиях обычного использования автомобилей экспериментально-производственных автохозяйств, расположенных в различных климатических зонах. В таких автохозяйствах ведется учет основных параметров условий работы автомобилей, числа отказов и видов неисправностей, трудоемкости эксплуатационного обслуживания колес, точно соблюдаются требования заводских инструкций и указаний. К недостаткам испытаний в опорных автохозяйствах относится сравнительно низкая интенсивность пробега автомобилей, что увеличивает сроки выполнения программы испытаний.
Согласно рекомендации СЭВ PC 5514—76 объем эксплуатационных испытаний должен быть равен 100 тыс. км для колес грузовых автомобилей, автобусов и прицепов и 80 тыс. км для колес легковых автомобилей и их прицепов. Этой же рекомендацией СЭВ установлено, что 1/3 эксплуатационного пробега автомобили должны выполнять с максимально допустимой нагрузкой для применяемых шин. Если на автомобиль устанавливают шины разного размера, то испытания проводят при наибольшей допустимой нагрузке для принятых размеров шин. Остальные 2/3 пробега автомобиль должен работать в условиях нормального эксплуатационного режима.
Эксплуатационные испытания организует разработчик конструкции, привлекая для участия в них представителей заводов, изготовляющих автомобили и колеса. На основании данных, полученных в ходе испытаний, даются рекомендации по нормированию долговечности конструкции колеса и устанавливаются нормы расхода запасных частей.