Пробеговые и эксплуатационные испытания

Пробеговые испытания являются завершающим этапом опытно-конструк­торских работ и основной составной частью приемочных испы­таний.

По их результатам окончательно корректируется конст­рукторская документация и принимается решение о промышлен­ном выпуске новых или усовершенствованных колес. При прове­дении испытаний определяют надежность основных деталей колеса и его в целом; влияние конструкции колеса на работо­способность и долговечность пневматических шин, камер и ободных лент; эксплуатационно-технические качества колес (удобство обслуживания в пути, работы, необходимые по уходу за колесами и т. д.), другие технические параметры, характер­ные для испытуемого образца.

Объем испытаний определяют в каждом случае отдельно, но не меньше ходимости шин, устанавливаемых на испытуемые колеса. Распределение пробега по видам дорог и характерные условия испытаний зависят от назначения автомобиля и уста­новлены соответствующими государственными и отраслевыми стандартами.

Для контроля за процессом испытаний применяют приборы, позволяющие вести непрерывную запись данных о пути, прой­денном автомобилем, скорости и времени его движения, а иног­да используют аппаратуру, с помощью которой контролируют параметры режимов нагружения колес в различных условиях испытаний.

Опытные колеса проверяют на соответствие требованиям конструкторской документации. Составляют карту замеров раз­меров, влияющих на надежность, долговечность конструкции (посадочные и сопрягаемые поверхности, толщина профиля в местах концентрации напряжений, отверстия и т. д.). Определя­ют массу деталей колес и шин и затем балансируют колеса в сборе с шинами. Автомобиль загружают балластом согласно принятому номинальному распределению массы автомобиля па осям. В процессе испытаний поддерживают наибольшую допу­стимую скорость движения автомобилей из условия обеспече­ния безопасности движения и исключения аварийных поломок. Давление воздуха в шинах контролируется ежедневно, перед выездом на трассу.

Каждое колесо во время пробегов испытывают с одной ши­ной. Запасные колеса используют на период восстановления пов­режденных шин.

В процессе испытаний ведется журнал испытаний, в который записывают данные, полученные в ходе контрольных замеров колес и шин; параметры нагрузки автомобиля; давления в шинах; маршрутов испытаний, приводится их характеристика; описываются дефекты колес и шин, обнаруженные при их ос­мотрах. В случае выявления недостатков испытуемой конструк­ции вышедшие из строя детали изучают в лабораторных условиях в целях дальнейшего совершенствования кон­струкции.

По окончании испытаний колеса и шины демонтируют, осмат­ривают и измеряют. На основании результатов пробеговых ис­пытаний подробно анализируется работоспособность конструк­ции, дается оценка ее новизне и перспективности по сравнению с лучшими отечественными и зарубежными образцами, опреде­ляются технико-экономическая эффективность и в случае необ­ходимости объем и направления дальнейшей конструктивной доработки испытанных образцов. В заключении принимается ре­шение о целесообразности или нецелесообразности внедрения испытанной конструкции колеса в производство.

После освоения серийного производства, и, в частности, пос­ле выпуска первой промышленной или опытно-промышленной партии колес проводят эксплуатационные испытания. Этот вид испытаний позволяет наиболее достоверно оценить надежность конструкции. Существенным недостатком таких испытаний яв­ляется чрезмерная растянутость во времени. Целью эксплуата­ционных испытаний являются накопление данных о надежности конструкции, уточнение ее эксплуатационных показателей и проверка соответствия конструкции условиям и требованиям эк­сплуатации.

Испытания проводят в условиях обычного использования автомобилей экспериментально-производственных автохозяйств, расположенных в различных климатических зонах. В таких ав­тохозяйствах ведется учет основных параметров условий работы автомобилей, числа отказов и видов неисправностей, трудоемко­сти эксплуатационного обслуживания колес, точно соблюдаются требования заводских инструкций и указаний. К недостаткам испытаний в опорных автохозяйствах относится сравнительно низкая интенсивность пробега автомобилей, что увеличивает сроки выполнения программы испытаний.

Согласно рекомендации СЭВ PC 5514—76 объем эксплуата­ционных испытаний должен быть равен 100 тыс. км для колес грузовых автомобилей, автобусов и прицепов и 80 тыс. км для колес легковых автомобилей и их прицепов. Этой же рекомен­дацией СЭВ установлено, что 1/3 эксплуатационного пробега автомобили должны выполнять с максимально допустимой на­грузкой для применяемых шин. Если на автомобиль устанавли­вают шины разного размера, то испытания проводят при наи­большей допустимой нагрузке для принятых размеров шин. Остальные 2/3 пробега автомобиль должен работать в условиях нормального эксплуатационного режима.

Эксплуатационные испытания организует разработчик кон­струкции, привлекая для участия в них представителей заводов, изготовляющих автомобили и колеса. На основании данных, полученных в ходе испытаний, даются рекомендации по норми­рованию долговечности конструкции колеса и устанавливаются нормы расхода запасных частей.


create a website http://www.SaitVizitka123.ru