Профилирование относится к числу основных промышленных методов изготовления ободьев колес легковых автомобилей.
По сравнению с описанной выше технологией завивки горячекатаных профилей профилирование является более прогрессивным^ так как при изменении конструкции обода не требуется осваивать новые фасонные профили металлургической промышленности. Профилирование — более высокопроизводительный метод, для него требуется меньше затрат, его легче автоматизировать.
Однако профилированный обод не соответствует комплексу требований, предъявляемых к прочности и жесткости конструкции, в связи с особенностями процесса формообразования детали. Требуемый профиль обода получают путем поэтапной раскатки цилиндрической обечайки, в результате чего деталь деформируется почти во всех сечениях. Наиболее интенсивно это происходит в зонах радиусных перегибов, в которых обычно наблюдается концентрация напряжений в процессе нагружения колеса. Утонение поперечного сечения профиля обода значительно снижает его статическую и динамическую прочность.
Основными направлениями технологического совершенствования процесса профилирования являются, во-первых, уменьшение утонения металла в зонах радиусных сопряжений и, во-вторых, изыскание принципиально новых процессов формообразования профиля, которые позволили бы не только сохранять, но и увеличивать размеры наиболее нагруженных зон обода.
Принципиальная последовательность технологических операций, выполняемых при профилировании обода колеса, приведена на рис. 97. Холоднокатаную рулонную полосу разматывают и разрезают на заготовки определенной длины. После гибки заготовки в кольцо производят стыковую контактную сварку методом оплавления. Грат после сварки срезают по отдельности вдоль шва и по торцам детали. Иногда шов дополнительно прокатывают. После промывки и смазывания 3%-ным эмульгирующим маслом обечайку профилируют, вначале предварительно формуют, а затем непосредственно профилируют за три этапа. Отформованную обечайку калибруют путем разжатия (технология ВАЗ) или разжатия и обжатия (технология ГАЗ). Эти операции ничем не отличаются от описанных выше операций калибровки ободьев колес грузовых автомобилей. После выполнения отверстия для вентиля и проверки размеров обод собирают с диском.
Профилирование используют для изготовления тонкостенных кольцевых деталей, таких, как проставочные кольца бездисковых колес грузовых автомобилей и распорные кольца колес для шин с регулируемым давлением. В связи с простотой профиля этих деталей и невысокой требуемой точностью изготовления окружных размеров в результате сокращения числа переходов формообразования и исключения калибровочных операций технологический процесс профилирования несколько упрощается.