Широкопрофильные и арочные шины, пневмокатки

Широкопрофильными шинами заменяют сдвоенные шины обычной конст­рукции (рис. 42). Широкопрофильные шины выпускают в камерном и бес­камерном исполнении.

Для тяжелых режимов эксплуатации в настоящее вре­мя за рубежом бескамерные широкопрофильные шины, монтируемые на ободья с посадочным диаметром 574 мм, изготовляют с металлокордным кар­касом.

 рис. 42. шины в сборе с ободом

 

Рис. 42.  Шины в сборе с ободом:

1 — шнрокопрофильная;  2 — обычной  конструкции

Основным конструктивным отличием широкопрофильных шин от обыч­ных шин являются ширина профиля, увеличенная в 1,5—2 раза, более проч­ные каркас и бортовая часть. Наружный диаметр и высота профиля широ­копрофильной шины незначительно отличаются от шин обычного исполнения. Нити корда в каркасе широкопрофильных шин располагают под увеличенным углом наклона к меридиональной плоскости (по сравнению с углом у обыч­ных шин)  для получения более широкого профиля поперечного сечения. Соотношения между основными геометрическими параметрами, характеризую­щими профиль, шины, такими, как высота Н (см. рис. 42), ширина В, шири­на беговой дорожки протектора Ь и стрела дуги протектора Ас, для обычных и широкопрофильных шин имеют следующие значения [6]:

Исполнение шины:  Н/ВА/Вb/Bhcfb

Обычное..............................   0,9—1,05  0,55—0,65  0,70—0,8  0,06—0,13

Широкопрофильное  .  .  .  0,65—0,85  0,70—0,75  0,75—0,95  0,04—0,1

Широкопрофильные шины с дорожным рисунком протектора и металло-кордным каркасом имеют высокое внутреннее давление воздуха и применя­ются для дорожных тягачей большой мощности.

Замена шин обычной конструкции на широкопрофильные позволяет сни­зить расход материалов при изготовлении шин до 10 % и при изготовлении колес на 15—30%. Кроме того, уменьшается сопротивление качению колеса и повышается плавность хода автомобиля, понижается расход топлива (до 4 %) и трудоемкость технического обслуживания автомобилей.

В настоящее время широкопрофильные шины применяют для автомобилей высокой проходимости. Регулирование давления воздуха в широкопрофилыюй шине позволяет значительно увеличить проходимость автомобилей по сравне­нию с автомобилями, оборудованными обычными шинами с регулируемым давлением. Это достигается в результате увеличения площади пятиа контак­та с дорогой, лучшего сцепления шины с мягким грунтом при малом внут­реннем давлении и использование специального рисунка протектора. Наибо­лее эффективно широкопрофильные шины с регулируемым давлением приме­няют на многоосных полноприводных автомобилях.

По конструкции широкопрофильньге шины занимают промежуточное по­ложение между обычными и арочными шинами. Арочные шины состоят из тех же основных элементов, что и обычные бескамерные шииы, но отличают­ся от них внешним видом и соотношением основных геометрических парамет­ров. В поперечном сечении шине придают форму арки. Незначительно отли­чаясь по наружному диаметру от обычных шин, арочные шины имеют в 2,5 — 3,3 раза большую ширину профиля (рис. 43), другую конструкцию бортов. Протектор арочных шин выполняют с расчлененным рисунком и с увеличенной по ширине беговой дорожкой. Грунтозацепы у некоторых моделей шин рас­членены на шашки, в результате чего уменьшены их изнашивание и тепло­выделение в брекере, повышена боковая устойчивость автомобиля и снижена вибрация ходовой части автомобиля.

Повышенные жесткость и прочность бортов арочных шии обусловлены тяжелыми условиями их работы вследствие низкого внутреннего давления воздуха и наличия эластичного каркаса. Надбортовые зоны шины имеют ре­зиновые подушки (отбойные бурты) толщиной до 15 мм, защищающие бокови­ны и съемные бортовые кольца обода от механического повреждения во время движения. Для повышения надежности герметизации шины сопряжение бор­тов с ободом выполняют по коническим поверхностям с углом наклона, уве­личенным до 10°.

рис. 44. пневмокаток

Рис.  44.  Пневмокаток

Особенностью процесса накачивания воздухом арочной шины являются крайне незначительные или даже противоположно направленные усилия, дей­ствующие на боковые стенки каркаса. В связи с чрезмерно широким профи­лем поперечного сечения, увеличение давления вызывает перемещение бортов не наружу, как это характерно для всех остальных конструкций шин, а внутрь, т. е. борт не прижимается к закраине обода, а отходит от нее.

Учитывая эту особенность, борта зажимают между съемными бортовыми кольцами и основанием обода с помощью резьбовых соединений. В результа­те крепление шины на ободе становится не только надежным, но и герметич­ным. Конструкция арочных шин и принятая схема крепления бортов позво­ляют снижать давление воздуха в шине при движении в условиях бездо­рожья, что повышает проходимость автомобилей.

Арочные шины используют для повышения проходимости дорожных гру­зовых автомобилей в условиях бездорожья. Однако эксплуатация арочных шин сопровождается несколькими отрицательными явлениями. Так, снижает­ся устойчивость автомобиля на дорогах с низким коэффициентом сцепления (гололед, укатанный снег), повышается износ протектора на дорогах с твер­дым покрытием, изменяются динамические и тормозные качества автомобилей. Пневмокаток (рис. 44) представляет собой тонкостенную эластичную резинокордную оболочку, работающую при сверхнизком давлении. Пневмокаток отличается от других типов шин шириной профиля, обычно превышающей наружный диаметр пневмокатка. Размер посадочного диаметра составляет при­мерно Уз наружного диаметра пневмокатка, что значительно увеличивает высоту профиля пневмокатка. Арочные шины и пневмокатки имеют увеличен­ную площадь контакта с опорной поверхностью дороги в результате значи­тельной ширины и низкого внутреннего давления воздуха (10—250 кПа). Это снижает давление шины на поверхность дороги до 0,02—0,15 МПа, что поз­воляет автомобилям передвигаться без образования колеи.

Для повышения надежности работы, упрощения обслуживания и сниже­ния теплонагруженности деталей арочные шины и пневмокатки изготовляют в бескамерном исполнении.


create a website http://www.SaitVizitka123.ru