Широкопрофильные колеса

Установка сдвоенных колес имеет недостатки, ухудшающие эксплуатационные свойства автомобилей. Например, в процессе движения нагрузка распре­деляется между колесами неравномерно в связи с наличием неровностей и поперечной кривизны профиля дороги, неодина­ковым давлением в шинах, различным изнашиванием протекто­ров шин, биением колес и шин и т. д.

Увеличивается масса колесно-ступичного узла вследствие удвоения числа колес, шин и деталей крепления. Высокое контактное давление на грунт, необходимость образования дополнительной колеи и прессования грунта между сдвоенными шинами значительно снижают про­ходимость автомобилей на дорогах с низкой несущей способ­ностью грунтов. Трудоемкость технического обслуживания сдвоенных колес в 2 раза больше чем одинарных. Для облегче­ния контроля давления воздуха у внутренних шип необходимо удлинять вентиль.

Многие из отмеченных недостатков успешно устраняются при замене сдвоенных колес с шинами обычной конструкции на одинарные колеса с широкопрофильными шинами. В настоящее время такие колеса все более широко применяют на серийных многоосных автомобилях, тягачах, лесовозах и т. д.

Колеса для различных типов широкопрофильных шин под­разделяют на дисковые и бездисковые, с разборным и нераз­борным ободом, для камерных и бескамерных шин и специаль­ного назначения.

Колесо с разборным многокомпонентным ободом для широ-копрофилыюй камерной шины показано па рис. 15, а. Четырех-компонентная конструкция обода выбрана в связи с трудностью проката широких профилей обода, имеющих толщину 6 мм, при незначительном объеме производства. Дисковые колеса с обо­дом 330—533 автомобилей «Урал-377Н» и бездисковые колеса с ободом 440—533 автомобилей КрАЗ-255Б выполнены по еди­ной конструктивной схеме и различаются только способом креп­ления на ступице.

Разборный обод широкопрофильного колеса для широкопро-фильнои шины состоит из сварного основания, is которое входят обечайка 3, посадочное кольцо 2, замочная часть 7, и съемных деталей: двух бортовых колец /, посадочного 5 и замочного 6 колец. В зависимости от конструкции колеса к основанию обода

 

рис. 15. конструкции колес для широкопрофильных шин

Рис. 15. Конструкции колес для  широкопрофильных шин:

А —камерных; б — камерных и бескамерных; 1 — съемное бор­товое кольцо; 2 — посадочное-кольцо; 3 — обечайка; 4 — диск; 5 — съемное посадочное коль­цо; 6 — замочное кольцо; 7 —замочная часть; 8 — бортовая, часть основания обода; 5 —установочное  кольцо;  10 — замочная  часть основания обо­да приваривают либо диск (колесо с ободом 330— 533), либо установоч­ное кольцо и два ограничителя (колесо с ободом 440—533). В замочной части выполняют паз для вывода вентиля и раз­мещения у колеса с ободом 440—533 ограничителя проворота съемного посадочного кольца. На наружном торце посадочных колец имеются углубления для размещения рабочих концов монтажного инструмента при разборке колеса с шиной.

Бездисковое колесо с ободом 440—533 устанавливают на ступицу по двум коническим поверхностям с углами наклона 18 и 75° (по типу колес Трилекс). Это позволяет закрепить колесо более точно, чем колесо имеющее только коническую поверх­ность с углом наклона 28°, но менее точно, чем колесо типа Трилекс.

Перспективным является колесо универсальной конструкции,, предназначенное для установки камерных и бескамерных широ­копрофильных шин. Эта конструкция колеса отличается от ранее описанных конструкций колес ободом. Основание обода сваривают из двух частей: бортовой (см. рис. 15,6) и замоч­ной 10. Предварительно завитые из профилей обечайки свари­вают стыковым швом в зоне установочного кольца, которое слу­жит своего рода подкладкой. Такое основание обода имеет несъемные посадочные поверхности для обоих бортов шины, в результате чего обеспечивается надежная герметизация бес­камерных шин. Для облегчения сборки колеса с шиной на обо­де выполняют монтажный ручей малой глубины. Уменьшить глубину монтажного ручья удалось применением съемных бор­товых колец. Одно бортовое кольцо упирается в буртик основа­ния обода, а второе удерживается на ободе съемным разрезным замочным кольцом. Такая конструкция обода позволяет умень­шить общую трудоемкость изготовления обода и массу колеса вследствие сокращения числа съемных деталей и устранения нахлесточных сварных соединений.

Развитие конструкций отечественных колес идет в направле­нии создания универсальной конструкции. Для этого в качестве основного размера  посадочного  диаметра  приняли  533 мм.

 

 

 

рис. 16. конструкция колеса для бескамер­ных широкопрофильных шин

Рис. 16. Конструкция колеса для бескамер­ных  широкопрофильных  шин

Посадочный диаметр увеличен на 25,4 мм по сравнению с поса­дочным диаметром обычных колес грузовых автомобилей, для того чтобы разместить уплотняющие устройства съемных дета­лей обода. Исследования показывают, что надежная герметиза­ция бескамерных шин может обеспечиваться только вследствие натяга бортов шины на посадочные полки обода. При этом не требуется дополнительного уплотнения съемных бортовых колец.

Конструкции зарубежных широкопрофильных колес, рассчи­танные на применение только бескамерных шин, имеют глубокий неразборный обод 1 (рис. 16), диаметр которого равен 571,5 мм, посадочные полки с углом наклона 15° и низкие бортовые закраины. Колеса выполняют дисковыми и бездисковыми. Борта шин на полках обода посажены со значительным натягом, обес­печивающим высокие (до 8 МПа) контактные давления. Такое сопряжение шины с ободом не только обеспечивает надежную герметизацию шины, но и увеличивает долговечность бортовой части шины.


create a website http://www.SaitVizitka123.ru