Установка сдвоенных колес имеет недостатки, ухудшающие эксплуатационные свойства автомобилей. Например, в процессе движения нагрузка распределяется между колесами неравномерно в связи с наличием неровностей и поперечной кривизны профиля дороги, неодинаковым давлением в шинах, различным изнашиванием протекторов шин, биением колес и шин и т. д.
Увеличивается масса колесно-ступичного узла вследствие удвоения числа колес, шин и деталей крепления. Высокое контактное давление на грунт, необходимость образования дополнительной колеи и прессования грунта между сдвоенными шинами значительно снижают проходимость автомобилей на дорогах с низкой несущей способностью грунтов. Трудоемкость технического обслуживания сдвоенных колес в 2 раза больше чем одинарных. Для облегчения контроля давления воздуха у внутренних шип необходимо удлинять вентиль.
Многие из отмеченных недостатков успешно устраняются при замене сдвоенных колес с шинами обычной конструкции на одинарные колеса с широкопрофильными шинами. В настоящее время такие колеса все более широко применяют на серийных многоосных автомобилях, тягачах, лесовозах и т. д.
Колеса для различных типов широкопрофильных шин подразделяют на дисковые и бездисковые, с разборным и неразборным ободом, для камерных и бескамерных шин и специального назначения.
Колесо с разборным многокомпонентным ободом для широ-копрофилыюй камерной шины показано па рис. 15, а. Четырех-компонентная конструкция обода выбрана в связи с трудностью проката широких профилей обода, имеющих толщину 6 мм, при незначительном объеме производства. Дисковые колеса с ободом 330—533 автомобилей «Урал-377Н» и бездисковые колеса с ободом 440—533 автомобилей КрАЗ-255Б выполнены по единой конструктивной схеме и различаются только способом крепления на ступице.
Разборный обод широкопрофильного колеса для широкопро-фильнои шины состоит из сварного основания, is которое входят обечайка 3, посадочное кольцо 2, замочная часть 7, и съемных деталей: двух бортовых колец /, посадочного 5 и замочного 6 колец. В зависимости от конструкции колеса к основанию обода
Рис. 15. Конструкции колес для широкопрофильных шин:
А —камерных; б — камерных и бескамерных; 1 — съемное бортовое кольцо; 2 — посадочное-кольцо; 3 — обечайка; 4 — диск; 5 — съемное посадочное кольцо; 6 — замочное кольцо; 7 —замочная часть; 8 — бортовая, часть основания обода; 5 —установочное кольцо; 10 — замочная часть основания обода приваривают либо диск (колесо с ободом 330— 533), либо установочное кольцо и два ограничителя (колесо с ободом 440—533). В замочной части выполняют паз для вывода вентиля и размещения у колеса с ободом 440—533 ограничителя проворота съемного посадочного кольца. На наружном торце посадочных колец имеются углубления для размещения рабочих концов монтажного инструмента при разборке колеса с шиной.
Бездисковое колесо с ободом 440—533 устанавливают на ступицу по двум коническим поверхностям с углами наклона 18 и 75° (по типу колес Трилекс). Это позволяет закрепить колесо более точно, чем колесо имеющее только коническую поверхность с углом наклона 28°, но менее точно, чем колесо типа Трилекс.
Перспективным является колесо универсальной конструкции,, предназначенное для установки камерных и бескамерных широкопрофильных шин. Эта конструкция колеса отличается от ранее описанных конструкций колес ободом. Основание обода сваривают из двух частей: бортовой (см. рис. 15,6) и замочной 10. Предварительно завитые из профилей обечайки сваривают стыковым швом в зоне установочного кольца, которое служит своего рода подкладкой. Такое основание обода имеет несъемные посадочные поверхности для обоих бортов шины, в результате чего обеспечивается надежная герметизация бескамерных шин. Для облегчения сборки колеса с шиной на ободе выполняют монтажный ручей малой глубины. Уменьшить глубину монтажного ручья удалось применением съемных бортовых колец. Одно бортовое кольцо упирается в буртик основания обода, а второе удерживается на ободе съемным разрезным замочным кольцом. Такая конструкция обода позволяет уменьшить общую трудоемкость изготовления обода и массу колеса вследствие сокращения числа съемных деталей и устранения нахлесточных сварных соединений.
Развитие конструкций отечественных колес идет в направлении создания универсальной конструкции. Для этого в качестве основного размера посадочного диаметра приняли 533 мм.
Рис. 16. Конструкция колеса для бескамерных широкопрофильных шин
Посадочный диаметр увеличен на 25,4 мм по сравнению с посадочным диаметром обычных колес грузовых автомобилей, для того чтобы разместить уплотняющие устройства съемных деталей обода. Исследования показывают, что надежная герметизация бескамерных шин может обеспечиваться только вследствие натяга бортов шины на посадочные полки обода. При этом не требуется дополнительного уплотнения съемных бортовых колец.
Конструкции зарубежных широкопрофильных колес, рассчитанные на применение только бескамерных шин, имеют глубокий неразборный обод 1 (рис. 16), диаметр которого равен 571,5 мм, посадочные полки с углом наклона 15° и низкие бортовые закраины. Колеса выполняют дисковыми и бездисковыми. Борта шин на полках обода посажены со значительным натягом, обеспечивающим высокие (до 8 МПа) контактные давления. Такое сопряжение шины с ободом не только обеспечивает надежную герметизацию шины, но и увеличивает долговечность бортовой части шины.