Штамповка является одним из наиболее распространенных методов холодной обработки металлов, применяемых для изготовления дисков колес, разъемных частей ободьев некоторых колес и для других деталей колес.
В качестве исходной заготовки используют листовой, полосовой или рулонный сортовой прокат. Штамповка позволяет оптимизировать форму и размеры деталей путем введения усиливающих элементов на участках концентрации нагрузок или изменения направления силового потока, и тем самым значительно повысить прочность и жесткость деталей, не увеличивая расхода металла. В производственных условиях штамповка обеспечивает наиболее низкие трудоемкость изготовления и стоимость деталей, достаточно высокую точность и стабильность размеров.
В качестве примера рассмотрим технологические особенности изготовления дисков колес 7,0—20 грузовых автомобилей. Горячекатаные полосы очищают от окалины в дробеметных камерах так же как фасонные профили ободьев. Полосу разрубают на заготовки, в которых затем пробивают центрирующее отверстие (обычно квадратной формы) и одновременно обрезают заготовки по контуру, соответствующему конфигурации и расположению ручных отверстий. Затем диск формуют в штампах при автоматическом режиме работы пресса.
У дисков колес легковых автомобилей вентиляционные отверстия пробивают после формовки. Основное достоинство такой технологии заключается в том, что одновременно увеличиваются прочность конструкции и точность сборки диска с ободом, снижается неплоскостность его привалочной поверхности обода, в результате чего уменьшаются радиальное и боковое биения колеса.
После формовки пробивают крепежные и центральное отверстия. Размер отверстий выбирают с припуском на их последующую механическую обработку. Затем окончательно калибруют наружный диаметр диска и чеканят его привалочную плоскость в штампах на более мощных прессах, чем используются для формовки.
Механическую обработку крепежных отверстий и их центрирующих фасок выполняют на агрегатно-сверлильных станках за две операции. Во время первой операции рассверливают крепежные отверстия и зенкуют сферические фаски с одной стороны диска. Затем диск переворачивают и зенкуют фаски с другой стороны, одновременно растачивая центральное отверстие. Процесс механической обработки отверстий наиболее трудоемок и для него требуется большое количество металлорежущего оборудования.
Перспективным направлением снижения трудоемкости изготовления дисков колес грузовых автомобилей является переход на метод выдавливания центрирующих фасок или на такую схему крепления колес, при которой не требуется центрирования по фаскам крепежных отверстий.
После выполнения комплекса контрольно-измерительных операций, диск, признанный годным, отправляют на сборочный участок.
Штамповку также применяют для изготовления других деталей колес, например наружной и внутренней разъемных частей обода колес 8.0CV—18 и 9.0CV—18, ограничителей и кронштейнов различных назначений. Однако применение штамповки для изготовления деталей колес почти в 2 раза снижает коэффициент использования материала.