Для решения задач, поставленных перед работниками автомобиль-о транспорта, нужно совершенствовать методы производства, добиваться технического прогресса, научной организации труда и в сочетании с социалистическим принципом оплаты труда за количество качество его повышать производительность труда.
В повышении производительности труда большое значение имеет социалистическое соревнование, а также широко развернувшееся соревнование за звание ударника и бригад коммунистического труда. Члены бригад коммунистического труда добиваются высоких показателей производительности труда главным образом в результате внедрения последних достижений в области организации перевозок, широкой механизации при погрузке и выгрузке груза и совершенствовании технического обслуживания подвижного состава.
Продолжительность пребывания водителя на линии и его работа определяются установленным режимом. Пребывание водителя на линии не должно превышать семи часов, за исключением случаев {отсутствие сменщика, технология производственного процесса, в котором участвует водитель), когда рабочий день может быть продлен. Если автомобиль используют для работы в две смены, то для сокращения времени простоев и непроизводительных (нулевых) пробегов водителей сменяют в местах погрузки или разгрузки, а также на диспетчерских пунктах. Сменщик должен проверить техническое состояние автомобиля, наличие топлива, пробег автомобиля по спидометру, и, указав время приема автомобиля-в путевом листе, сделать об этом соответствующие записи, подтвердив их своей подписью.
Существуют следующие системы оплаты труда водителей: сдельная, повременная (или аккордная), повременная премиальная.
Сдельная оплата труда определяется расценками для водителей грузовых автомобилей за тонну перевезенного груза с учетом простоя автомобиля под погрузочно-разгрузочными операциями и за тонно-километр (с учетом расчетных норм пробега), также тарифной ставки заработной платы водителя третьего класса, работающего на грузовом автомобиле.
Она является наиболее распространенной и способствующей повышению производительности труда. Почасовые тарифные ставки для водителей грузовых автомобилей при семичасовом рабочем. Для водителей третьего класса, работающих на легковых автомобилях, почасовая тарифная ставка показана в табл. 10. ля водителей, работающих в Москве и Ленинграде, месячные ставки повышаются на 10%. Сдельные расценки за одну тонну перевезенного уза при сдельной оплате труда определяют в зависимости от грузоподъемности автомобиля и предусмотренной нормы времени на погрузку и выгрузку одной тонны груза.
Сдельные расценки за 1 т/км определяют на основании расчетных км пробега при движении в условиях города или на загородных дорогах с тем или иным покрытием, а также грузоподъемности автомобиля.
Премия может выплачиваться водителю за выполнение и перевыполнение плана (задания); улучшение эксплуатационных показателей; снижение расходов на содержание подвижного состава; выполнения графика доставки грузов или графика (расписания) движения; за экономию топлива.
Материальное стимулирование осуществляется из фонда материального поощрения, а для рабочих также из фонда заработной платы. Материальное поощрение играет большую роль, все более весомой становится доля дополнительных выплат в общем заработке водителей. Определение премии и вознаграждений обычно производится на основе типовых положений руководством автопредприятий совместно
С профсоюзной организацией. Наряду с материальным стимулированием большое значение имеет и моральное поощрение. К мерам морального поощрения относятся: устная благодарность, благодарность, вынесенная в приказе, награждение грамотами, присвоение почетных званий, награждение почетными знаками, занесение на доску Почета и награждение правительственными наградами.