Задание, которое должен получить водитель, выезжая на линию, служба эксплуатации составляет исходя из общего плана перевозок, смены, в которой работает тот или иной водитель, режима работы пунктов получения и доставки груза, расстояния перевозки, а также вида груза.
При составлении задания работу водителя следует планировать так, чтобы было как можно меньше пробегов автомобиля без груза. Составление плана работы на смену или сутки при работе в две-три смены дает водителю возможность регулировать свою работу так, чтобы выполнить и перевыполнить плановое задание.
Основным первичным документом учета транспортной работы, выполненной водителем, является путевой лист. Форма путевого листа (приложение 1) утверждена и является обязательной для всех АТП независимо от их ведомственной принадлежности, за исключением транспортных хозяйств колхозов, для которых, предусмотрена специальная форма путевого листа. Выезжать на линию без путевого листа категорически запрещено.
Путевой лист выдают на один день или на одну смену только после сдачи путевого листа за предыдущий день. Если водитель направлен в командировку более чем на одни сутки, путевой лист может быть выдан на все время, требующееся для выполнения командировочного задания по транспортной работе.
Путевой лист должен иметь штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль. Путевой лист водитель получает у лица, ответственного за выпуск, под расписку в журнале учета и выдачи путевых листов. Водитель обязан хранить путевой лист и не допускать порчи и помарок в нем.
Для подтверждения выполненной транспортной работы на каждую ездку водителю выдают товарно-трэкспортную накладную с дубликатом ее или контрольным талоном. Если перевозят массовые и однородные грузы при коротком расстоянии ездки, то на всю выполненную транспортную работу за смену может. быть выдана одна товарно-транспортная накладная. Образец товарно-транспортной накладной приведен в приложении 2.
Время выезда и возвращения в гараж определяется графиком, разработанным службой эксплуатации. По прибытии на работу водитель должен отметиться в табельной и получить гаражный лист, в котором указана дата, его табельный номер, номер автоколонны, в которой •находится автомобиль, закрепленный за ним. Получив гаражный лист, водитель записывает в нем' гаражный номер и марку автомобиля, дату и количество топлива в баке. После осмотра автомобиля водитель сообщает начальнику автоколонны о техническом состоянии автомобиля и в случае выявления неисправностей для устранения их обращается в соответствующий цех. После устранения дефектов начальник цеха в гаражном листе указывает время простоя автомобиля и ставит штамп. Далее, сдав гаражный лист, водитель получает в диспетчерской путевой и нет. Ознакомившись с заданием, записанным в нем, водитель Выбирает наиболее рациональный маршрут с учетом соответствующих подъездных путей к пунктам погрузки и разгрузки.
Выезжая на линию, водитель должен взять необходимый инвентарь и инструменты в зависимости от предстоящей работы, полный комплект исправного водительского инструмента, проверить уровень топлива в баке, масла в картере двигателя и охлаждающей жидкости в радиаторе. Особое внимание при выезде на линию необходимо уделить проверке исправности приборов освещения (фар, подфарников, заднего фонаря), стоп-сигнала, звукового сигнала, указателей поворотов, стеклоочистителей, зеркала заднего вида, проверить люфт рулевого колеса и действие рулевого механизма и привода, состояние тормозов, амортизаторов, шин, крепление аккумуляторной батареи и внешний вид автомобиля, после чего прослушать работу двигателя на всех режимах. Действие тормозов, исправность трансмиссии и рулевого управления проверить при движении автомобиля.
Выпуск исправного автомобиля на линию, сдача его водителю и прием от водителя по возвращении в гараж, запись показания спидометра при выезде и возвращении подтверждает механик своей подписью в путевом листе. В путевом листе водитель расписывается в приеме исправного автомобиля, а диспетчер отмечает время выезда и возвращения автомобиля в гараж.
Топливо, имеющееся в баке автомобиля при выезде из гаража, а также топливо, которое водитель получает на колонках в пути следования или берет с собой в дорогу, должно быть записано в разделе «Выдача топлива».
Простои в пути водитель отмечает в путевом листе сам. Задание водителю должно быть записано с указанием всех пунктов заезда и маршрута следования. Все записи, сделанные в путевом листе, должны точно соответствовать действительности.
В разделе «Выполнение задания» водитель записывает транспортную работу с указанием каждой ездки на основании товарно-транспортной накладной, указав количество перевезенного груза и время простоя при погрузочно-разгрузочных работах. Отдельные ездки нужно записывать в том порядке, в каком они выполнялись. При массовой перевозке однородных грузов на небольшое расстояние ездки в путевой лист записывают суммарно.
Количество перевезенного груза в графе «Погружено» записывают по его фактической массе, а в графе «В том числена прицепах» указывают массу груза, перевезенного на прицепе.
При загрузке автомобиля попутным грузом в путевом листе указывают грузодателя, наименование и количество груза, время и пункт погрузки и разгрузки его. Эти сведения записывает представитель грузовой автостанции, заверив эти записи.
Если автомобиль был представлен заказчику на условиях почасовой оплаты, то в правой стороне раздела «Выполнение задания» заказчик заверяет записи о времени прибытия и убытия автомобиля, его пробеге (по показаниям спидометра) и количестве часов пребывания автомобиля в распоряжении заказчика. Все остальные данные о выполненной транспортной работе (маршруты ездок, номера ездок, грузовладелец, откуда, куда и наименование груза) заполняет водитель.
Сведения о пробеге с грузом и без груза, а также о выполненной транспортной работе в тонно-километр ах в разделе «Выполнение задания» заносят работники отдела эксплуатации автотранспортного предприятия, которому принадлежит автомобиль.
Все документы, подтверждающие выполненную транспортную работу (путевой лист, товарно-транспортная накладная, талон на каждую ездку, акт взвешивания или замера груза), по окончании смены сдают дежурному диспетчеру, который на основании их подводит итоги работы, заносит их в раздел «Результаты работы», после чего путевой лист сдают для начисления заработной платы в бухгалтерию.