Под управляемостью автомобиля понимают

Под управляемостью автомобиля понимают его способность легко изменять направление движения при повороте рулевого колеса и удерживать заданное направление движения.

Во время движения автомобиля очень важно, чтобы управляемые колеса не поворачивались произвольно и водителю не нужно было бы затрачивать усилия для удержания колес при движении прямо.

Таблица  13

Скорость

Покрытие дороги

Для всех

Движения

Щебеночное

Асфальтобетонное

Булыжное

Типов по­крытия пря

 

 

 

 

 

 

 

 

Гололедица

 

М/с

Сухое

Мокрое

Сухое

Мокрое

Сухое

Мокрое

 

10

2,78

0,56

0,97

0,60

1,10

0,68

1,30

3,90

2

5,55

3.24

3,88

2,40

4,40

2,72

5,20

15,60

30

8,33

4,04

8,73

5,40

9,90

6,12

11,70

35,1)

40

11,11

8,96

15,52

9,66

17,60

10,88

20,80

62,40

Ы)

13.89

14,00

24,25

15,00

27,50

17,00

32,50

97,50

60

16,66

20,16

34,92

21,60

39,60

24,48

47,80

142,40

/0

19,44

27,44

47,53

29,40

53,90

33,32

63,70

191  10

80

22 22

35,84

61,68

38,40

70,40

43,52

83,50

249 60

На автомобиле предусмотрена стабилизация управляемых колес в положении движения в прямом направлении, которая достигается в результате наклона шкворней в продольном и поперечном направ­лениях. На рис. 198, а показан угол продольного наклона шкворней. Благодаря продольному наклону шкворня колесо устанавливается так, что его точка опоры по отношению к оси поворота (оси шкворня) отнесена назад на величину а и колесо всегда стремится занять исход­ное положение, т. е. положение автомобиля при движении по прямой, что наблюдается с роликом тележки (рис. 198, б).

 

 

рис. 199. схема стабилизирую­щего действия поперечного на­клона шкворня

Рис.  199. Схема стабилизирую­щего действия поперечного на­клона шкворня

При поперечном наклоне шкворня повернуть колесо вместе с цап­фой всегда труднее, чем вернуть его в исходное положение — движе­ние по примой. Это объясняется тем, что при повороте колеса  вместе с цапфой, как это показано на рис. 199, передняя часть автомобиля приподни­мается на величину б (водитель прила­гает сравнительно большое усилие к ру­левому колесу).

При возвращении управляемых ко­лес в положение, соответствующее дви­жению по прямой, масса автомобиля по­могает поворачиванию колес и водитель прикладывает к рулевому колесу не­большое усилие.

Шины с небольшим внутренним дав­лением воздуха также имеют стабили­зирующие свойства, поэтому углы на­клона шкворней в легковых автомоби­лях меньше или совсем отсутствуют. Углы наклона шкворней некоторых автомобилей приведены в табл. 14.

Однако на автомобилях, где давле­ние воздуха в шинах невелико, возни­кает боковой увод под действием попе­речной силы, вызывающей боковой про­гиб шины; при этом колеса смещаются в сторону (рис. 200).

Оба колеса передней оси  имеют оди­наковый угол увода.  При  уводе  колеса радиус  поворота  увеличивается.   При уводе колес задней оси радиус поворота уменьшается.  Особенно  это  заметно, если угол увода задних колес  больше, чем передних  — стабильность  движе­ния нарушается,  автомобиль  начинает «рыскать» и водителю все время  прихо­дится подправлять направление  движе­ния. Для  уменьшения  влияния  увода угол на управляемость автомобиля  давление увода воздуха в шинах передних  колес должно быть несколько меньше,  чем в  задних  колесах. Увод колес будет тем больше, чем больше будет боковая сила, действую­щая на автомобиль (например, на крутом повороте, где возникает большая центробежная сила).

Управляемость автомоби­ля зависит и от состояния ру­левого управления. Во время движения водитель постоянно пользуется рулевым колесом, не выпуская его из рук. Если рулевое колесо необхо­димо поворачивать с боль­шим усилием, водитель бы­стрее устает, переставая реа­гировать на небольшие от­клонения автомобиля, сре­зает углы поворота и этим создает угрозу для безопас­ности движения. При нару­шении регулировки подшип­ников ступиц передних ко­лес, большом люфте в соч­ленениях рулевого механизма и рулевого привода, неправильной установке передних колес (схождение и развал) или шинах несоответ­ствующего размера также значительно ухудшается управляемость автомобиля.

 


create a website http://www.SaitVizitka123.ru