Под управляемостью автомобиля понимают его способность легко изменять направление движения при повороте рулевого колеса и удерживать заданное направление движения.
Во время движения автомобиля очень важно, чтобы управляемые колеса не поворачивались произвольно и водителю не нужно было бы затрачивать усилия для удержания колес при движении прямо.
Таблица 13
Скорость |
Покрытие дороги |
Для всех |
||||||
Движения |
Щебеночное |
Асфальтобетонное |
Булыжное |
Типов покрытия пря |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Гололедица |
|
М/с |
Сухое |
Мокрое |
Сухое |
Мокрое |
Сухое |
Мокрое |
|
10 |
2,78 |
0,56 |
0,97 |
0,60 |
1,10 |
0,68 |
1,30 |
3,90 |
2 |
5,55 |
3.24 |
3,88 |
2,40 |
4,40 |
2,72 |
5,20 |
15,60 |
30 |
8,33 |
4,04 |
8,73 |
5,40 |
9,90 |
6,12 |
11,70 |
35,1) |
40 |
11,11 |
8,96 |
15,52 |
9,66 |
17,60 |
10,88 |
20,80 |
62,40 |
Ы) |
13.89 |
14,00 |
24,25 |
15,00 |
27,50 |
17,00 |
32,50 |
97,50 |
60 |
16,66 |
20,16 |
34,92 |
21,60 |
39,60 |
24,48 |
47,80 |
142,40 |
/0 |
19,44 |
27,44 |
47,53 |
29,40 |
53,90 |
33,32 |
63,70 |
191 10 |
80 |
22 22 |
35,84 |
61,68 |
38,40 |
70,40 |
43,52 |
83,50 |
249 60 |
На автомобиле предусмотрена стабилизация управляемых колес в положении движения в прямом направлении, которая достигается в результате наклона шкворней в продольном и поперечном направлениях. На рис. 198, а показан угол продольного наклона шкворней. Благодаря продольному наклону шкворня колесо устанавливается так, что его точка опоры по отношению к оси поворота (оси шкворня) отнесена назад на величину а и колесо всегда стремится занять исходное положение, т. е. положение автомобиля при движении по прямой, что наблюдается с роликом тележки (рис. 198, б).
|
Рис. 199. Схема стабилизирующего действия поперечного наклона шкворня
При поперечном наклоне шкворня повернуть колесо вместе с цапфой всегда труднее, чем вернуть его в исходное положение — движение по примой. Это объясняется тем, что при повороте колеса вместе с цапфой, как это показано на рис. 199, передняя часть автомобиля приподнимается на величину б (водитель прилагает сравнительно большое усилие к рулевому колесу).
При возвращении управляемых колес в положение, соответствующее движению по прямой, масса автомобиля помогает поворачиванию колес и водитель прикладывает к рулевому колесу небольшое усилие.
Шины с небольшим внутренним давлением воздуха также имеют стабилизирующие свойства, поэтому углы наклона шкворней в легковых автомобилях меньше или совсем отсутствуют. Углы наклона шкворней некоторых автомобилей приведены в табл. 14.
Однако на автомобилях, где давление воздуха в шинах невелико, возникает боковой увод под действием поперечной силы, вызывающей боковой прогиб шины; при этом колеса смещаются в сторону (рис. 200).
Оба колеса передней оси имеют одинаковый угол увода. При уводе колеса радиус поворота увеличивается. При уводе колес задней оси радиус поворота уменьшается. Особенно это заметно, если угол увода задних колес больше, чем передних — стабильность движения нарушается, автомобиль начинает «рыскать» и водителю все время приходится подправлять направление движения. Для уменьшения влияния увода угол на управляемость автомобиля давление увода воздуха в шинах передних колес должно быть несколько меньше, чем в задних колесах. Увод колес будет тем больше, чем больше будет боковая сила, действующая на автомобиль (например, на крутом повороте, где возникает большая центробежная сила).
Управляемость автомобиля зависит и от состояния рулевого управления. Во время движения водитель постоянно пользуется рулевым колесом, не выпуская его из рук. Если рулевое колесо необходимо поворачивать с большим усилием, водитель быстрее устает, переставая реагировать на небольшие отклонения автомобиля, срезает углы поворота и этим создает угрозу для безопасности движения. При нарушении регулировки подшипников ступиц передних колес, большом люфте в сочленениях рулевого механизма и рулевого привода, неправильной установке передних колес (схождение и развал) или шинах несоответствующего размера также значительно ухудшается управляемость автомобиля.