Одним из условий повышения производительности использования автомобиля является сокращение времени простоя при его погрузке и разгрузке.
Поэтому необходимо добиваться, чтобы время, затрачиваемое на погрузочно-разгрузочные работы по отношению к времени пребывания автомобиля в наряде было как можно меньше. Это особенно важно, когда за смену работы автомобиль выполняет несколько ездок по перевозке груза на небольшое расстояние.
Погрузку и разгрузку автомобилей выполняют механизмами или вручную. Ручная погрузка и выгрузка грузов непроизводительна и занимает много времени. Для облегчения труда грузчиков, когда погрузку и выгрузку грузов выполняют вручную, применяют средства малой механизации.
К таким средствам относятся домкраты, ручные тали, саморазгружающиеся подъемные тележки, лебедки и др.
Механизмы для погрузки и разгрузки автомобилей, устанавливаемые на погрузочных, пунктах, могут быть стационарные или передвижные. Иногда погрузочно-разгрузочный механизм может быть установлен непосредственно на автомобиле и получать привод от его двигателя.
Погрузочно-разгрузочные механизмы делятся на механизмы, непосредственно выполняющие погрузку или разгрузку (бункер, кран, элеватор и таль), и транспортирующие (насосы, ленточные транспортеры).
Если автомобиль загружают при помощи экскаватора, то устанавливать его нужно так, чтобы стрела экскаватора при погрузке не проходила над кабиной автомобиля, а в кабине и кузове не должно быть людей.
На массовых перевозках навалочных грузов используют обычные бортовые автомобили. Их рагружают опрокидывателями, для чего автомобиль выезжает на установленную площадку, закрепляется на ней, а затем вместе с площадкой наклоняется набок или назад на угол, при котором груз легко ссыпается с платформы.
Водитель также затрачивает время на установку автомобиля под погрузку или разгрузку. Это время зависит от типа подвижного состава, состояния подъездных путей, от размеров площадки для маневрирования автомобилем.
На пунктах погрузки и разгрузки должно быть освещение, исправные подъездные пути, а количество мест для погрузки и разгрузки должно быть наибольшим.
Автомобили под погрузку и разгрузку устанавливают боковым бортом, задним бортом или под углом. Боковая установка автомобилей сокращает фронт погрузочно-разгрузочных работ и является наименее рациональной.
Водитель должен следить за полной загрузкой автомобиля, не допуская его перегрузки, н за правильным размещением, укладкой и креплением груза.
Установлены следующие правила расположения груза на грузовой платформе автомобиля:
Навалочный груз должен быть равномерно размещен в кузове и не возвышаться над бортами; при перевозке легких грузов необходимо наращивать борта;
При перевозке штучных грузов, если они возвышаются над бортами, их необходимо прочно увязать, а малогабаритный тяжелый груз уложить у переднего борта кузова;
Если сухой груз упакован в бочки, их нужно установить стоя; бочки с жидкостью расположить лежа кверху пробкой;
По высоте автомобиль с грузом не должен быть более 3,8 м; если груз упакован в мешках и полная загрузка автомобиля обеспечивается укладкой мешков в один ярус, их ставят кверху завязками; если есть необходимость укладки мешков в несколько ярусов, то во втором и всех последующих ярусах мешки укладывают завязками внутрь;
Груз, упакованный в ящики, бочки или пачки, нужно укладывать в кузове так, чтобы было исключено его перемещение при движении и остановке;
Если кирпич не перевозят на поддонах, а укладывают вручную, первый ряд следует ставить на ребро поперек кузова, а последующие ряды — вдоль кузова плашмя;
Листовое стекло в ящиках ставят на соломенную подстилку на ребро вдоль кузова автомобиля;
Укладывая длинномерный груз, более тяжелую часть его следует класть на кузов, а на прицеп — более легкую;
Ягоды и фрукты можно перевозить только в ящиках или жестких корзинах.
Навалочные грузы наиболее выгодно перевозить на автомобилях-самосвалах, не требующих каких-либо дополнительных средств механизации при разгрузке.
Уменьшение простоев автомобиля под погрузкой или разгрузкой служит одним из условий повышения производительности использования автомобиля. Время простоя автомобиля или автопоезда под погрузкой или разгрузкой определяется в зависимости от грузоподъемности автомобиля, степени механизации погрузочно-разгрузочных работ и рода груза.
Водитель должен следить за соблюдением утвержденных норм времени на погрузочно-разгрузочные работы, принимать все зависящие от него меры к сокращению простоев автомобиля под погрузкой и разгрузкой и в ожидании груза, а в случае нарушения этих норм немедленно сообщить дежурному диспетчеру для получения дальнейших указаний.
Рабочие, выполняющие погрузку или выгрузку груза, должны быть проинструктированы о правилах техники безопасности. Среди грузчиков назначается старший, который отвечает за выполнение правил техники безопасности. Запрещено грузить вручную груз с подъемом, имеющий массу более 50 кг; при горизонтальном перемещении масса груза должна быть не более 80 кг, а расстояние перемещения до 25 м. Нельзя выдергивать грузы из середины штабеля, брать их можно только сверху. При погрузке или выгрузке взрывоопасных или других особо опасных грузов грузчики проходят инструктаж.
Автомобиль, находящийся под погрузкой или разгрузкой, должен быть хорошо заторможен; водитель должен следить за правильным размещением груза в кузове автомобиля и прицепа, обеспечить прочную увязку и закрепление бортов.
При применении различных грузоподъемных механизмов ими разрешено управлять только лицам, обученным и имеющим соответствующее удостоверение. Запрещено использовать неисправные и неотрегулированные механизмы. Рабочим и другим лицам категорически запрещается находиться под поднятым грузом, поднятой стрелой крана и ковшом экскаватора.