Основные показатели работы подвижного состава

Оценка работы автотранспортных предприятий в целом и для каждого автомобиля в отдельности и сравнение работы отдельных ав­томобилей, а также автотранспортных предприятий производятся на основании ряда показателей, характеризующих рациональность использования, техническую готовность подвижного состава и чет­кость организации транспортного процесса.

Такими показателями являются: коэффициент технической готовности подвижного соста­ва; коэффициент выпуска на линию; продолжительность работы на ли­нии; техническая и эксплуатационная скорости; пробег и коэффици­ент его использования; коэффициент использования грузоподъем­ности; количество перевезенного груза в тоннах; выполненная ра­бота в тонно-километрах.

Показателем, характеризующим готовность подвижного состава к транспортной работе, является коэффициент техниче­ской готовности.- Его определяют делением количества тех­нически исправных автомобилей на списочное количество автомоби­лей, имеющихся в автотранспортном предприятии.

Если на предприятии насчитывается 150 автомобилей, а технически ис­правных 120, то коэффициент технической готовности будет

Количество исправных автомобилей 120

--------------------------------------------------- =0,8.

Списочное количество автомобилей 150

Коэффициент технической готовности зависит от организации и качества выполнения технического обслуживания и ремонта автомо­билей.

Исправность автомобиля, а значит, и повышение коэффициента технической готовности зависит в значительной мере и от водителя. Своевременное обнаружение и устранение неисправностей, содержа­ние автомобиля в исправном состоянии, умелое вождение его и со­блюдение правил технической эксплуатации являются факторами, при помощи которых водитель может влиять на повышение коэффициента технической готовности.

Выпуск подвижного состава на линию характеризуется коэффи­циентом выпуска, который определяется отношением коли­чества дней, фактически отработанных автомобилем, к количеству дней работы автотранспортного предприятия.

Если в течение календарного года предприятие работало 307 дней, из которых автомобиль находился в работе 230 дней, то коэффициент выпуска будет. Дни Работы автомобиля 230.

Дни работы предприятия 307. Коэффициент выпуска зависит от режима работы предприятия, т. е. от прерывной или непрерывной недели, технического состояния автомобилей, проезжего состояния дорог на маршрутах перевозки и отчета организации транспортной работы.

Не менее важным фактором оценки работы АТП является про­должительность работы автомобиля на ли­нии, определяемая фактическим временем пребывания автомобиля на линии с момента выхода из гаража и до его возвращения. Этот по­казатель зависит от режима работы автотранспортного предприятия, характера транспортной работы, а также от времени работы пунктов получения и доставки грузов и расстояния, на которое перевозят груз. Повышение этого показателя достигается создан и ем бригад води­телей, организацией двух - и трехсменной работы автомобилей, сменой водителей на линии и заменой в выходные дни основного водителя подменным.

Большое влияние на повышение показателей работы оказывает скорость движения, т. е. пробег автомобиля к километрах, выполнен­ный за одни час. Различают техническую и эксплуатационную скоро­сти автомобиля, которые зависят от разных факторов.

Техническая скорость — это средняя скорость за время нахождения автомобиля в движении. В это время включено и время, затраченное на остановки перед перекрестком в ожидании разрешения на дальнейшее движение. Техническая скорость определяется отношением пробега в километрах ко времени автомобиля в дви­жении, выраженном в часах.

Например, автомобиль ГАЗ-53А за одну смену выполнил 165 км пробега, причем в движении находился 6,1 ч Тогда техническая скорость будет

Количество пройденных километров 165 км

---------------------------------------------- =------------ = 27 км/ч.

Время движения в часах 6,1 ч

Каждый водитель должен добиваться повышения технической ско­рости, учитывая при этом, что ее величина зависит от технического состояния автомобиля, состояния и профиля дороги и интенсивности движения транспортных средств и пешеходов на маршрутах перевозки. Умение выбрать наиболее рациональный режим движения с учетом перечисленных факторов в большой мере зависит от квалификации водителя.

Эксплуатационная скорость — это средняя ско­рость за время нахождения автомобиля в наряде. При определении этой скорости в отличие от технической учитывается время нахожде­ния в народе, включая время, затрачиваемое на устранение техниче­ской неисправности во время пребывания на линии, оформление доку­ментов при получении и сдаче груза, а также время простоя под погруз­кой и разгрузкой. Эксплуатационную скорость определяют делением пробега автомобиля, выраженного в километрах, на время пребыва­ния


create a website http://www.SaitVizitka123.ru